"Несмотря на регулярные выплаты, наш долг не уменьшается, а растет (за последние два года с 41 млрд в 2002-м до 46 млрд долл. на конец текущего года). Правительство объясняет это ростом курса евро, хотя большой вопрос: только ли по этой причине? Долг — это всегда предмет договоренности.
Наша задолженность Парижскому клубу накапливалась не в евро, а в европейских национальных валютах, частично даже в долларах. Переход к единой валюте предполагал перезаключение договоров, что сделано не было. И нынешний рост евро для любой нормальной страны, защищающей свои интересы, — лишний повод начать диалог по пересмотру долга. Иначе получается, что платишь-платишь, а долг растет.
У нас ежегодно до 600 млрд рублей уходит на погашение и обслуживание ранее выданных "векселей". Это треть бюджета — больше, чем тратится на национальную оборону, социальную сферу, науку, культуру, здравоохранение, вместе взятые. Долговое бремя, неподъемное ни для какого бюджета.
Поводов для реструктуризации и частичного списания в действительности очень много, особенно когда речь идет о западных инвестициях во время правления Горбачева, который дал "добро" на объединение Германии и расширение НАТО на восток. И за это мы еще должны платить!
Любое государство, повторяю, особенно в нашем положении, использует весь набор политических и социальных аргументов для сокращения долга, но только не наша исполнительная власть. В ответ всегда слышишь: кто же нам спишет, у нас прекрасная экономическая ситуация. Прекрасная? Помимо внешних обязательств, у нас колоссальный внутренний долг по вкладам населения, уничтоженным 1 января 1992 года. По подсчетам экспертов, он составляет 300% нынешнего ВВП. А мы его Западу скромно не показываем. Страдают национальные интересы государства из-за неверной расстановки приоритетов, когда на первое место выдвигается погашение внешнего долга, а не его реструктуризация и списание.
Совсем недавно регионам причиталось 60% налоговых доходов, теперь 40%. Это значит, федеральный центр посадил субъекты РФ на голодный паек, направив изъятые средства на обслуживание внешнего долга. Рассчитываемся мы по внешним обязательствам слишком дорогой ценой — за счет нашего ЖКХ, зарплат бюджетников, всей социальной сферы."
06.03.2003
Оксана Дмитриева, зампред бюджетного комитета Госдумы Время МН