Ежедневно в Ижевске случается несколько десятков карманных краж. Режут женские сумки и мужские барсетки, вытаскивают кошельки из штанов и шуб. Львиная доля карманных промыслов в рабочие дни приходится на городской транспорт. В последнее время карманники особенно активны на автобусах 12-го маршрута.
"Карманник - это звучит ... подло
Карманник, воспетый отечественным кинематографом прошлого века как вор с некими понятиями о чести (Пашка-Америка, Костя-Кирпич, Ручечник и т.п.), сегодня «умер». Выжили и расплодились моральные уроды, «отморозки» и наркоманы, решающие для себя одну задачу - любой ценой раздобыть 200-300 рублей на дозу. Романтичных виртуозов и отчаянных флибустьеров карманных краж сегодня сменили быдловатые прыщавые юноши, едва освоившие самые примитивнейшие способы древнейшего и некогда весьма уважаемого воровского ремесла.
В Ижевске, по самым скромным подсчетам, на сегодняшний день орудует в городском транспорте около десятка «учтенных» воровских бригад. Сколько «диких» - не знает никто. «Работают» по утрам и вечерам. За два-три часа транспорт-ного «пика» бригады «отрабатываются» на маршруте три-пять и более раз. В одну сторону! У нас пять районов в городе, более десятка троллейбусных и столько же автобусных маршрутов. Трамваев добрая дюжина. Не надо быть Пифагором, чтобы подсчитать примерное число карманных краж.
Милиция с явной неохотой регистрирует подобные преступления, обращаться туда за помощью если не глупо, то бесполезно. Карманную кражу, не разоблаченную и не задокументированную прямо на месте происшествия, доказать просто невозможно. Для того чтобы восторжествовала справедливость, мало задержать негодяя, надо еще и соблюсти ряд обязательных условий. Первое: чтоб в момент задержания при злодее был похищенный кошелек. (Ворюги почти всегда действуют бригадой: один вынимает кошелек, другой потрошит, третий сбрасывает улику.) Второе: чтоб при задержании и осмотре злодея было, как минимум, двое понятых. Охотников на это утомительное мероприятие найти крайне сложно. Третье: сумма похищен-ного должна превышать оговоренную законом МРОТ. Украл меньше - плати штраф и воруй себе дальше. Карманная кража не считается тяжким преступлением.
Жертва N 1
Елена К. - журналист. Возраст - в самом расцвете женских чар. Бдительность по пятибалльной шкале едва вытягивает «на троечку». Проживает на улице Ворошилова... До этого Лену «бомбили» в 12-ом уже дважды. Да, видно, урок не пошел впрок, и опять же бог троицу любит.
В конце февраля, вечером, Лена со свежеполученной зарплатой бодро загружалась в автобус на остановке общественного транспорта, близ к/т «Дружба». Дубленка, шапка, сапожки, сумочка - все в ажуре у Ленки. В желтый «скотовоз» она пробилась на заднюю площадку. Давка. Сумка с трудовыми доходами на плече, рука страхует ремешок. (Ошибка первая: прижимай сумку, а не ее составную часть.) Кондукторша плату за проезд требует. Лена сумку ловко так (как ей тогда казалось) передвинула на грудь и достала увесистый кошелек. Денег под рукой оказалось только сотня. Одна из тех, что заработаны честным трудом. (Ошибка вторая: не «свети» при людях большие суммы.)
Кондукторша долго и муторно отсчитывала сдачу. А рядом с ней какие-то развеселые студенты травили байки, смеялись, прикалывались друг над другом. Дурачились. Билетик получен, минуло две остановки. Автобус 12-го маршрута миновал университетскую остановку. На следующей (ост. «Радиозавод») салон «скотовоза» предполагаемые обидчики Елены покинули.
В тот же вечер расстроенная журналистка бросилась в ближайший милицейский околоток - на Петрова, 27. С улицы Ворошилова это рукой подать. Тем более что некогда Лена писала хвалебные оды о данном подразделении. Хмурый дежурный за мутным плексигласовым стеклом посоветовал гражданке идти с миром. «А я про вас только хорошие статьи писала...», - наивно пыталась взять на жалость и сочувствие потерпевшая журналистка. «Теперь плохую напишешь», -язвительно сострил угрюмый дежурный. Заявление у Ленки не приняли. Хотя ущерб ее заработанной (заработанной!) платы реально превышал три тысячи целковых.
Их нравы
Самое удобное место для «работы» карманника - задняя и передняя площадки автобуса. В центре (не зря водитель по радио призывает продвигаться дальше в салон!) транспортного средства намного безопаснее. Потому что главное для любого карманника - пути отхода с «хабаром»! Легче и безопасней распотрошить жертву возле самых ступенек. Схватил кошель, передал напарнику - и был таков! Из центра салона так быстро не выскочишь.
Бригада воров может запросто устроить импровизированный затор при входе или выходе, прикинуться глухонемым, разыграть примитивную театральную сценку. Отвлечь внимание жертвы.
Ходят слухи, что когда на 12-ом маршруте попадается кто-то из карманников, когда его доводят до скамьи или решетки СИЗО, то после
«дембеля» он стремится «отработаться» именно на 12-ом! Специально надевает на себя что-то броское, заметное и...
«работает». Удачная кража - символичес-кое заклание от «непрухи» (неудачи). После этого бывший неудачник как бы «смывает» свой грех и переходит «работать» на другую линию, другой маршрут.
Выходит, что маршрут автобуса N 12 - это и испытательный полигон для новичков, и постоянный источник дохода для постоянных вороваек, и своеобразный обряд «очищения» для тех, кто попался.
Жертва N 2
Юлия Д., коммерческий агент солидной фирмы. Возраст еще может спровоцировать безрассудные поступки, но в пределах разумного. Бдительность по пятибалльной шкале колеблется между четверкой и пятеркой...
Юльку «обчистили» впервые. Она еще новичок в этом деле. Первый опыт, первые слезы, первое негодование по поводу собственной «простодырости». Юльку подловили три бравых «студента». На остановке «Димитрова». Во все том же автобусе 12-го маршрута. Вечером. На передней площадке. Сумку свою Юлька держала за ремешок. (Ошибка: полное отсутствие контроля за сумкой.) Тут и поработали «студенты» в полную силу.
«Студенты» имели внешность довольно приличную и никаких подозрений вроде не вызывали. В курточках простеньких, с милыми улыбками. Джинсята на парнях потертые слегка. Эдакие завсегдатаи общественного транспорта. Кондукторша крикливая почему-то сразу приняла их чуть ли не за своих племянников и традиционное «...а кто тут еще за проезд не заплатил?» тут же сменила на радушное «Ага, ага. Три студенческих уже вижу!» Хотя Юлька, стоявшая рядышком, клянется-божится, что все трое «студентов» даже робкой попытки предъявить проездные документы не сделали. Короче, вся троица «студентов» резво выскочила через остановку. На «Мебельном комбинате». Тут кондуктор к Юльке с теми же требованиями: «Ваш билет». Юлька - за сумку, а замок на сумке предательски расстегнут. И, конечно, нет в сумке кошелька.
Сам себе помоги
Правила сохранения своего кошелька в салоне общественного транспорта просты, незатейливы и, как всегда, совсем не новы:
- Мелкие деньги за проезд положите в отдельный карман. Крупные суммы держите отдельно в труднодоступных для воров местах.
- Никогда не пересчитывайте содержимое кошелька публично. Ключи от квартиры, кстати, тоже не следует держать в наружных карманах. При вас может быть документ, удостоверяющий личность. Опытному вору ничего не стоит «пробить» ваш адрес, а назавтра нагрянуть с ключами в «хату».
- Сумку, пакет, барсетку в транспорте лучше всего держать на уровне груди (пояса), прижимая ее к себе. Не давайте ей болтаться свободно, придерживая рукой за днище.
- Содержимое вашего кошелька воры могут «засечь» еще до посадки в транспорт: на остановке, в магазине. Если у вас нет надежного места, куда можно спрятать кошелек, просто держите его, зажав в кулаке.
- Дамская сумка на ремешке через плечо, прижатая рукой к боку, разумеется, выглядит изящнее, чем то же самое, но под мышкой. Однако второй способ гораздо надежнее.
- Контролируйте обстановку вокруг себя. Карманники нередко специально создают толчею и активные действия возле намеченной жертвы. "