"Суд по "делу Кагана" не поддержал позицию обвинения
Во вторник завершился первый в истории Петербурга уголовный процесс по "вице-губернаторскому" делу. Бывший зам Владимира Яковлева, он же - отстраненный от должности председателя комитета по здравоохранению Анатолий Каган избежал тюрьмы, но не был полностью оправдан.
Хотелось бы назвать этот материал "Триумф белых халатов", но не "дотянули". В Куйбышевском федеральном суде Центрального района был зачитан приговор и постановление по делу "Кагана - Болла". С Анатолия Кагана, отстраненного от должности вице-губернатора Петербурга и главы комитета по здравоохранению, обвинения в злоупотреблении служебным положением были сняты, обвинения же в халатности суд признал обоснованными. Помощник председателя комздрава Сергей Болл, обвинявшийся в злоупотреблении служебным положением и получении взятки, по обеим статьям оправдан.
Как неоднократно сообщали "Известия", уголовное дело, о котором идет речь, было заведено в феврале 2002 года, а вся история тянется с марта 2000-го. Три года назад при участии возглавляемого Анатолием Каганом комздрава был произведен злополучный четырехсторонний взаимозачет, о котором под именем "инсулиновый" не слышал разве что совсем не любопытный. По версии обвинения, с санкции господина Кагана весной 2000-го у фирмы "Кови-фарм" для города был закуплен инсулин по заведомо завышенной цене, вследствие чего казна не досчиталась 5,8 млн рублей. Конкурсные торги на закупку препарата не проводились. При этом акт сверки задолженности и сводный реестр были подписаны гораздо раньше реального поступления препарата на склад. Все эти факты суд счел доказанными.
Обвиняемый Анатолий Каган объяснил, что он действовал в условиях крайней необходимости, поскольку больные диабетом нуждались в инсулине "здесь и сейчас", а иной возможности получить его на тот момент не было. В своем последнем слове перед вынесением решения суда, утром того же дня, господин Каган подчеркнул: "Почему следствие не становится на точку зрения больных? Может, потому, что на их глазах люди не умирали от комы? А ведь тогда не менее 5,5 тысячи человек могли погибнуть без этого инсулина!.. У того, кто однажды дал присягу, есть выбор: выполнять ее или нет. Я, как врач, выбрал первое". Увы, показания ряда свидетелей опровергли утверждение господина Кагана о "чрезвычайной ситуации". По оценке некоторых бывших сотрудников комитета по здравоохранению и представителей общественных организаций, "острой необходимости в закупке инсулинов в марте-апреле 2000-го в городе не было". Мало того, часть свидетелей заявили, что в указанное время пациенты с диабетом "особенно не нуждались именно в тех инсулинах, которые были приобретены по взаимозачету". Была названа даже цифра: "всего четыре процента" - такому количеству больных диабетом, по оценке свидетелей, показаны так называемые человеческие инсулины, о которых идет речь.
Другое дело, что, видимо, процент высчитан относительно ко всей петербургской "армии" диабетиков, что вряд ли является корректным, поскольку в принципе в инсулинах нуждается только десятая часть всех пациентов с диагнозом "диабет". Свою роль сыграло и то, что, по версии следствия, признанной судом, срочно требующиеся больным инсулины были реально востребованы со склада только в конце лета и осенью. Вдобавок бывший главный диабетолог города (сейчас эта должность упразднена) Сергей Шустов сказал, что им лично составлялась заявка на приобретение различных видов инсулинов, с учетом формуляра лекарственных средств, но потом он с удивлением узнал, что в результате был закуплен инсулин только одного вида. Также по информации свидетелей ряд фирм-поставщиков могли предоставить аналогичную продукцию в 2,7 раза дешевле, чем инсулин был закуплен.
Подлили масла в огонь и представители финансового комитета, считающие, что цена сделки по взаимозачету не должна отличаться от цены обычной сделки, поскольку "взаимозачет - это всего лишь форма оплаты", а вся ответственность за то, какие в контракте указаны цены, лежала на вице-губернаторе. Исходя из чего ссылки комитета здравоохранения на правомерное завышение закупочной цены препарата суд счел несостоятельными.
Перечисленные показания вкупе явились для суда решающими, и опальный вице-губернатор был признан виновным в халатности . По мнению судьи, Анатолий Каган, как опытный руководитель, не мог не предвидеть опасных последствий своих действий для общества. Но, учитывая, что с момента совершения преступления, квалифицирующегося как нетяжкое, прошло более двух лет, судья Анатолий Стрижаков вынес постановление о прекращении уголовного дела, что автоматически освободило Анатолия Кагана от уголовной ответственности.
Вместе с тем, обвинение настаивало и на том, что господин Каган ложно понимал служебный долг, действовал из карьеристских побуждений, потакая якобы накалу страстей в обществе вокруг диабетических препаратов, а также преследовал и некие личные цели, будучи ранее знакомым с руководителями фирмы "Кови-фарм", поставившей для города инсулин по взаимозачету. Пытались вменить обвиняемому и нарушение прав фармацевтических компаний, которые потенциально могли участвовать в конкурсных торгах на поставку инсулина, и даже "подрыв авторитета исполнительной власти". Представитель гособвинения просил суд приговорить отстраненного от должности "главного врача" города к шести годам лишения свободы условно. Однако, по мнению судьи Стрижакова, обвинения в злоупотреблении господина Кагана служебными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия, подтверждения не нашли. Решение суда может быть опротестовано в течение 10 дней. От каких-либо комментариев представители обвинения отказались.
Прямая речь
Анатолий Каган, отстраненный от должности вице-губернатор Петербурга:
"Наверное, у каждого беспредела есть определенный предел. Приятно, что три года травли и год, мягко говоря, кошмаров, заканчивается. Все это время было беспрецедентное давление следствия на меня. Молодые ребята, которые годятся мне в сыновья, почему-то на меня кричали. Такое ощущение, что презумпции невиновности не существует. Ко мне изначально подходили как к преступнику. Искали политические мотивы. Обвинение исподволь подводило к тому, что все "инсулиновые" события ложатся на период губернаторских выборов... Но люди-то умирают без лекарств независимо от того, идет какая-то выборная кампания или не идет! Профессиональные вопросы должны решать профессионалы. Мы зайдем в тупик, если правоохранительные органы станут диктовать медикам, как им лечить пациентов и какие препараты закупать.
Мы предполагаем, что, видимо, будет кассация со стороны обвинения, поэтому я затрудняюсь давать какие-либо прогнозы. Я могу сказать только одно: слава богу, что правда есть".
Прямая речь
Сулик Бородатый, адвокат Кагана:
"Поскольку суд не поддержал мнение государственного обвинения и не нашел в действиях моего подзащитного того преступления, в котором его обвиняли, мы это считаем победой на данном этапе. И не только тяжкого, а и любого в общем-то преступления, потому что халатность - это... Бери любого руководителя, надевай на него "халат", и не ошибешься! Анатолий Владимирович стоял перед выбором: совершить эту, скажем так, халатность или спасти жизнь больных. Считаю, что здесь победил врачебный долг. И это ответ тем злопыхателям, которые в течение трех лет поносили моего клиента, обвиняя его в коррупции и так далее. Вот тут им придется отвечать! Вот это я вам обещаю. Сейчас мы отдышимся, изучим внимательно приговор и подумаем, что делать дальше. Возможно, сегодняшнее решение суда мы обжалуем в порядке надзора, чтобы халат отстирать добела. Не исключено, что в городском суде мы докажем, что обвинение было не право, и положим их на лопатки"."