"Политические игры могут закончиться победой криминала
Что ни говори, а Петербург всё-таки город особенный. В застойное время его окрестили: "великий город с областной судьбой". В наше время стали называть криминальной столицей России. Благодаря известным событиям о первом определении пока можно забыть. А вот второе имеет весомые шансы оправдать себя уже в этом году. Потому что авторы подковёрных игр последних месяцев так заигрались в политические шахматы, что угодили в ситуацию цугцванга, когда любой следующий ход ведёт только к ухудшению ситуации.
Не секрет, что отношения между губернатором Владимиром Яковлевым и полпредом президента в Северо-Западном округе Виктором Черкесовым так и не сложились. Поначалу считалось, что такова воля Кремля, где питерского градоначальника тоже особо не жаловали. Журналисты даже предполагали, что Черкесов и направлен для того, чтобы "свалить" Яковлева. Первые шаги войны между чиновниками высокого ранга вполне укладывались в эту схему: информационные атаки, возбуждение уголовных дел против сразу четырёх вице-губернаторов и т.д. После того как первый штурм Смольного окончился, мягко говоря, неудачей, сложилось мнение, что в Кремле как-то потеряли к этому делу интерес: на носу ряд региональных и парламентских выборов плюс празднование 300-летия Петербурга, и разгоравшийся конфликт с неясным исходом во втором по величине городе страны был совсем не к месту. В этом отношении есть один весьма примечательный факт. Владимир Путин мог решить вопрос и сам: после личных бесед с ним уходили со своих постов такие региональные зубры, как Михаил Николаев, Евгений Наздратенко... Если такого разговора не состоялось, значит, в нём не стало необходимости или вообще не было.
Однако, как известно, войну очень легко начать, а вот закончить... Как правило, с какого-то времени в конфликт втягивается всё больше участников, их число достигает критической массы, и он начинает жить уже по своим законам. Возможно, это сообразил уже и сам Виктор Черкесов, после чего должны были последовать оргвыводы в отношении его подчинённых. Но сотрудникам полпредства, вероятно, очень не хотелось терять лицо, репутацию и карьеру. И поэтому они направили свою деятельность в русло "исправления ошибок. Нельзя сказать, чтобы без успеха: права на третий срок питерский губернатор был лишён решением городского Уставного суда. Однако тут же встала и вторая задача, куда более сложная: не дать сторонникам Смольного получить большинство на декабрьских выборах в Законодательное собрание города.
Понятно, что сторонники Яковлева не сидели сложа руки и перешли в контрнаступление. Так сказать, подковёрный встречный бой принял такие масштабы, что о нём в Петербурге ещё долго будут ходить легенды. По городу поползли многочисленные слухи, что кандидатов запугивали, возбуждали против них уголовные дела, покупали и перекупали по нескольку раз. Но положение всё равно выглядело патовым. В такой ситуации половить рыбку в мутной воде вознамерилась "третья сила", а именно криминальные структуры, имеющие солидное влияние в Питере. Так ком городских слухов увеличился ещё на один, криминальный.
Доминирующая версия такова. Крупный питерский бизнесмен с сомнительной репутацией Денис Волчек, приятель известного авторитета Кости Могилы, якобы предложил вступить в "предвыборный" союза. со своим и Костиным бывшим врагом - лидером "тамбовского сообщества" Владимиром Барсуковым (Кумариным). Затем к ним подключился ещё один "авторитетный" товарищ - Владимир Барканов. Образовавшаяся уже четырёхкратно авторитетная связка якобы предложила полпредству "решить проблему" (по другой версии, предложение исходило от работников полпредства). Любопытно, что Волчек считался человеком, близким к Смольному, но, видимо по последней моде, проникся идеями вертикального федерализма. Не исключён, впрочем, вариант, что подобные переговоры велись и со Смольным, но что-то там не сложилось.
Скорее всего в Смольном верх взяла точка зрения, что в такой ситуации "бандитскому Петербургу" придётся заплатить слишком много. С криминалом ведь как: коготок увяз - всей птичке пропасть. Поэтому Смольный вбросил информацию о том, что на сомнительный союз решилось полпредство, и даже конкретизировал дальнейшие шаги в этой игре.
Первый счёт был выставлен немедленно: в обмен на избрание спикером "нейтрального", то есть не яковлевского Тюльпанова, Барканов и Волчек получают ключевые посты в бюджетно-финансовом комитете и комиссии по промышленности, экономике и собственности. Специалистам хорошо известно, что означает такая связка по влиянию на городскую жизнь. Зато полпредство может с гордостью сказать, что сформировало-таки оппозиционный Смольному парламент.
Понятно, что созданный подобным образом парламент оказался маложизнеспособным. Немедленно начались склоки: только за первые три недели работы дважды сознательно срывался кворум, вновь вспыхнула информационная война, посыпались ультиматумы... И, вероятно, чтобы прекратить это безобразие, в полпредстве зарождается план переноса выборов губернатора Петербурга с весны следующего года на декабрь нынешнего, совместно с выборами в Госдуму. И вот здесь проявились те самые признаки приближающегося цугцванга.
Во-первых, попытки переноса выборов в питерской истории уже были. Сначала их перенесли в 1996 году в интересах Анатолия Собчака, чем оказали ему медвежью услугу: выборы он проиграл. Затем аналогичную попытку предпринял Владимир Яковлев, но оппозиция с гиканьем её прокатила, чем оказала аналогичную услугу уже себе: Яковлев позже "вынес" соперников уже в первом туре.
Сегодня ситуация ещё запутаннее. Во-первых, ясно, что в случае невозможности третьего срока для Яковлева его команда будет готовить себе преемника, а опыт у неё немалый. Во-вторых, непонятно, где полпредству взять и раскрутить за это время кандидата от оппозиции. В 2000 году за роль соперника Яковлева не рискнули взяться даже такие яркие фигуры, как Сергей Степашин и Валентина Матвиенко. Возможно, против яковлевского преемника они бы пойти и рискнули. Но здесь на авансцене опять появляется третья сила. Волчек и стоящая за ним "группа товарищей" очень быстро осознали, что от их позиции зависит не только то, будет ли перенос выборов, но и возможен ли третий срок для Яковлева. Стоит их фракции перейти на сторону Смольного, и такой поворот становится вполне возможным. В этом случае "внезапно воскресший" (особенно когда противники уже определятся со своим кандидатом) Яковлев снова "вынесет" соперников в одну калитку. Есть вариант, при котором преемник нынешнего губернатора и его федеральный противник выйдут на финишную прямую досрочной избирательной кампании, а дней за двадцать до выборов Заксобрание задумается об их переносе обратно. Криминальные компаньоны согласятся идти до конца лишь в случае, если кандидатом в губернаторы "от полпредства" будет их человек. Он, может быть, окажется на вид вполне респектабельным и далёким от криминала, но диктовать ему будут уже другие. И вот это уже будет официальная победа криминальной революции в родном городе президента. Такова версия развития событий, имеющая все шансы реализоваться в действительности."