Сбежавший в Америку украинский премьер Павел Лазаренко держится молодцом. Купил особняк Эдди Мерфи. 5 бассейнов, 41 комната, 2 вертолетные площадки... Для сравнения, в октябре 1999-го весьма состоятельное семейство Клинтонов приобрело дом в местечке Чаппакуа под Нью-Йорком всего за 1,7 миллиона долларов. В марте Лазаренко ждет суда над собой. С благополучным исходом.
"Скандал в тихом городе Новато
Если около получаса двигаться из Сан-Франциско в северном направлении по 101-му шоссе, миновать Сан Рафаэль и, не доезжая Рафаэль Виллидж, дважды свернуть налево сначала на Игнацио Булевард, а затем на Фэйруэй Драйв, то окажешься в небольшом городке Новато (округ Мэрин). Ежегодные доходы большинства жителей этого города, судя по их домам и ухоженным теннисным кортам, исчисляются шести- и семизначными цифрами. Местной достопримечательностью Новато в течение нескольких лет был талантливый комедийный актер Эдди Мeрфи, известный российским зрителям по таким фильмам, как «Полицейский из Беверли-Хиллз», «Чокнутый профессор», «Доктор Дулиттл» и пр. Известие о продаже роскошного особняка опечалило жителей Новато, сожалеющих о потере именитого соседа. Но они и подумать не могли, чьe семейство вселится в бывший особняк Мeрфи и какого рода криминальная история надолго привлечет внимание не только американских, но и зарубежных наблюдателей к их городку.
В феврале 1999 года при въезде в США в нью-йоркском международном аэропорту имени Дж.Ф. Кеннеди был задержан представительный мужчина 46 лет, прибывший по просроченной визе в дипломатическом паспорте гражданина Украины. Мужчина заявил, что прибыл для воссоединения со своей семьей, проживающей в Калифорнии, и тут же запросил политическое убежище, утверждая, что ему угрожает смертельная опасность со стороны украинских властей и лично президента Кучмы. О заявлении было сообщено по инстанции в Службу иммиграции и натурализации и Федеральное бюро расследований, а заявитель был временно помещен в местный «обезьянник». Только после этого до американских властей дошло, что на нары вместе с пытавшимися незаконно проникнуть в США сомалийцами и албанцами был брошен не кто иной, как бывший премьер-министр Украины, лидер крупной оппозиционной партии, недавний кандидат в президенты страны Павел Иванович Лазаренко.
Гражданин девяти стран
При досмотре у Лазаренко были обнаружены действующие паспорта, выданные еще девятью странами мира, ни один из которых, однако, нельзя было использовать для въезда в США. А при прогоне его имени по международной криминальной картотеке было установлено, что в декабре 1998 года он уже задерживался властями Щвейцарии при въезде в страну по паспорту гражданина Панамы.
Обвинялся Лазаренко в отмывании миллионов долларов через счета в швейцарских банках. На свободу вышел под залог в 2,6 миллиона долларов и тут же покинул негостеприимную альпийскую республику.
Несколько забегая вперед, скажем, что в конце июня 2000 года Лазаренко был признан Женевским судом виновным в отмывании денег и заочно приговорен к 18 месяцам тюремного заключения и штрафу в 5,9 миллионов долларов. Правительство Швейцарии также конфисковало 6,6 миллионов долларов, находящихся на двадцати швейцарских счетах Лазаренко, и вернуло их Украине.
Обнаружился в правоохранительных органах США и запрос на выдачу гражданина П.И. Лазаренко в случае его появления в США. Запрос поступил не только из Щвейцарии, но и из Украины, где уголовное дело против бывшего премьера было возбуждено еще в феврале 1998-го. Как правило, американскую юстицию мало волнуют правонарушения, совершенные за пределами США. Но, справедливо полагая, что нет дыма без огня, власти решили всерьез разобраться, всe ли чисто в этом деле в контексте самого американского права. А когда им стало известно, что семья Лазаренко проживает не где-нибудь в Калифорнии, а в бывшем особняке Эдди Мeрфи и что при покупке за него через подставную фирму Sausalito, Dugsbery, Inc. было выложено 6,75 миллионов долларов наличными, то к расследованию, кроме ФБР, подключили и налоговое ведомство США (Internal Revenue Service).
Заметим также, что вряд ли какой-то другой правоохранительный орган США вызывает такой ужас у среднего американца, как налоговое ведомство (или «Служба внутренних расследований», Internal Revenue Service). За нестыковку между полученными доходами и уплаченными налогами в Америке за решетку упекут и без штанов оставят. В конце концов, знаменитый мафиози Аль Капоне получил свой срок не за многочисленные убийства (мeртвые, как известно, не говорят), а именно за преступления, проходившие по налоговому ведомству.
Прокуратура Северного округа штата Калифорния (отделение Сан-Франциско) не спешила с предъявлением обвинения бывшему премьер-министру незалежной Украины. В ходе предварительного следствия американские юристы активно сотрудничали с правоохранительными органами в Швейцарии, России, на Украине. По словам заместителя прокурора Северного округа штата Калифорния Марты Борщ, «все они продемонстрировали желание и готовность ответить на появлявшиеся в ходе следствия вопросы».
Судебный процесс по «украинскому делу» неоднократно откладывался и переносился. Теперь уже на март этого года. Но нет никакой уверенности, что он и в этот раз действительно состоится.
Обвиняется Лазаренко Министерством юстиции США в совершении ряда федеральных (то есть самых серьезных по американскому законодательству) преступлений, а именно в «сговоре с целью совершения отмывания денег (money-laundering)», «отмывании денег», «махинациях с переводом средств (wire fraud)» и «перемещении украденной собственности и капиталов» (ст. 1956, 1343, 2314 Кодекса США).
Обвинительный роман. Против Лазаренко свидетельствует помощник
Обвинительное заключение по делу CR-00-0284 «Соединенные Штаты Америки против Павла Ивановича Лазаренко (он же «Павло Иванович Лазаренко»)» читается как роман.
Вступительная часть обвинения выглядит как выписка из биографии нашего героя: с марта 1992 по июнь 1994 г. Лазаренко был представителем первого президента Украины Леонида Кравчука в Днепропетровской области; в июне 1994-го избран председателем Днепропетровской областной рады и народным депутатом Украины; с июля по сентябрь 1995-го - глава правительства Днепропетровской области; с сентября 1995 по май 1996-го - первый вице-премьер, а с 28 мая 1996 по 1 июля 1997 г. - глава правительства Украины.
Уже во вступительной части обвинения появляется еще один персонаж дела - некто Петр Николаевич Кириченко, советник Лазаренко в период занятия им должностей вице-премьера и главы правительства Украины. Согласно материалам дела, за месяц до подписания 12 июля 1996 г. правительственного Распоряжения № 596 о назначении Кириченко на должность советника премьер-министра Кириченко получил статус «постоянного легального резидента» США. Иными словами, получил «грин кард». В июне 2000 года Кириченко был арестован в местечке Тибурон в Калифорнии и начал давать активные показания в отношении своего недавнего патрона. Именно через Петра Кириченко, по версии обвинения, в период с января 1994 г. по июнь 1999 г. Лазаренко прокачал через американские банки и инвестиционные фонды значительные финансовые средства.
Сколько именно - сказать сложно. По данным Генпрокуратуры Украины, Лазаренко незаконно перевел в Америку из Украины более 320 миллионов долларов США через счета подставных фирм, зарегистрированных в Швейцарии, в островном государстве Антигуа и Барбуда, в Эстонии, Латвии, Польше и т.д. Американская юстиция, однако, смогла документально подтвердить перевод «всего» 114 миллионов долларов через Commercial Bank of San Francisco, Pacific Bank, Merrill, Lynch, Fenner & Smith, WestAmerica Bank, Bank of America, Fleet Boston Robertson & Stephens и Hambrecht & Quist. К моменту ареста Лазаренко двадцать миллионов из переведенных им средств были формально «отмыты» (п.23).
В общей сложности, если первоначальный вариант обвинительного заключения содержал 31 эпизод обвинения, то в окончательном варианте их число выросло до 53. За каждый из них Лазаренко грозит от 5 до 20 лет тюремного заключения и штраф в размере от 250 тысяч долларов до полумиллиона. В случае согласия суда присяжных с предъявленными обвинениями - а присяжным придется голосовать по каждому из них - Павлу Ивановичу грозит более 500 лет тюрьмы. Не слабо!
Не обходит обвинительное заключение вниманием и некоторых других видных политических деятелей Украины. Согласно пункту 15 заключения, соучастником Лазаренко в «сговоре с целью совершения отмывания денег» являлась «украинская бизнес-вумэн Юлия Тимошенко». Американское следствие установило, что «Лазаренко получал деньги из находящихся в ее собственности или контролировавшихся» ею фирм и компаний, в том числе из корпорации «Єдині енергетичні системи України», возглавлявшейся Тимошенко в 1995-1997 гг.
Украинская прокуратура тоже не дремлет. Ордер на арест Лазаренко был выписан 18 февраля 1998 года. 17 февраля следующего года Верховная Рада дала согласие на привлечение Павла Лазаренко к уголовной ответственности, сняв с него депутатскую неприкосновенность.
Убивал или не убивал?
В феврале 2002 года дело Лазеренко получило новое неожиданное развитие. Помимо ранее предъявленного Лазаренко обвинения в злоупотреблении властью, коррупции, хищении государственного имущества в особо крупных размерах, воровстве бюджетных средств, финансовых махинациях, отмывании денег на сумму не менее 880 млн. долларов США, Генеральная прокуратура обвинила его в заказе и финансировании убийств народных депутатов Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня. Напомним, что глава биржевого комитета Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ) Вадим Гетьман был убит в 1998 году в подъезде собственного дома. Крупный предприниматель Евгений Щербань, весьма влиятельный в финансовых кругах Украины, вместе с женой был расстрелян в аэропорту Донецка в 1996 году.
Исполнителями убийств, по данным Генпрокуратуры, были люди из преступной группировки бывшего жителя Донецка Евгения Кушнира. А вот заказчик долгое время был неизвестен. В мае 2002 года бывший генпрокурор Михаил Потебенько и его заместитель Николай Обиход вновь подтвердили, что «собрано достаточно доказательств для обвинения экс-премьера Павла Лазаренко в организации убийств членами этой группировки (группировки Евгения Кушнира. - А.Д.) Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня».
По версии следствия, Щербань был убит, поскольку препятствовал проникновению в Донецкую область подконтрольной Лазаренко - через Юлию Тимошенко - корпорации «Единые энергетические системы Украины». Гетьман же был убит для устранения препятствий Лазаренко в финансовой сфере. Генпрокуратура Украины утверждает, что на личный счет главаря банды Евгения Кушнира со счетов, подконтрольных Лазаренко, было перечислено 850 тысяч долларов за убийство Гетьмана. На счет другого члена банды, организовавшего убийство Щербаня, со счетов Лазаренко поступило 2 млн. долларов.
Киевские адвокаты Лазаренко Марина Долгополая и Виктор Никазаков с такой постановкой вопроса не согласны и справедливо указывают на недопустимость в нарушение принципа презумпции невиновности, норм Конституции и действующего законодательства Украины.
По утверждению защиты, «все, происходящее вокруг Луганского судебного процесса (над группировкой Евгения Кушнира. - А.Д.), - спланированная и хорошо организованная противозаконная акция, направленная прежде всего против одного лица - Павла Лазаренко, которому до сих пор не предъявили ни одного официального обвинения».
Между тем в октябре 2002 года в ходе визита нового генерального прокурора Украины Святослава Пискуна в США и на острова Карибского бассейна была достигнута принципиальная договоренность о возвращении на Украину из Антигуа около 100 миллионов долларов экс-премьера Лазаренко. Реальное возвращение средств станет возможным только после того, как в отношении Лазаренко будет вынесен и вступит в силу обвинительный судебный приговор.
И другие лица
Дело в отношении бывших руководителей ЕЭСУ упомянуто не случайно, поскольку оно было объединено с делом Павла Лазаренко. Сама Юлия Тимошенко, которую совсем недавно президент американской правозащитной организации «Freedom House» («Дом свободы») Адриан Каратницкий называл не иначе как «истинный реформатор», обвиняется в контрабанде газа, подлоге документов, уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах, хищении государственных средств в особо крупных размерах, сокрытии и организации сокрытия валютной выручки, даче взятки экс-премьеру Павлу Лазаренко в период руководства Ю.Тимошенко корпорацией ЕЭСУ.
Cколько бы ни украл Лазаренко, США его не выдадут
Лазаренко продолжает утверждать, что он невиновен и что стал жертвой «вендетты», «охоты на ведьм» и «политических интриг» нынешних зловредных властей Украины. Сам же он, несчастный, только и делал, как он пишет в официальном пресс-релизе, что «боролся за осуществление постепенных реформ, призванных улучшить экономический климат в родной стране».
Неоднократные обращения Генпрокуратуры Украины к властям США с просьбой об экстрадиции Лазаренко остаются без внимания.
Во-первых, между Украиной и США нет договора о взаимной экстрадиции преступников. Лазаренко знал, куда бежать. В принципе, даже при отсутствии такого договора экстрадиция возможна как демонстрация доброй воли со стороны администрации Буша. Но в настоящее время ожидать ее в отношении режима Кучмы, обвиняемого правительством США во всех мыслимых и немыслимых грехах, может только наивный.
Во-вторых, рассматривающий дело против экс-премьера федеральный судья Мартин Дженкинс неизменно подчеркивает, что инициированный правительством США процесс не касается возможных преступлений, совершенных Лазаренко на территории Украины. Основное обвинение связано с отмыванием денег в США, с переправкой в Новый Свет (а затем с перемещением уже на территории США) незаконно приобретенной им собственности и капиталов.
Не имея возможности подтвердить легальный источник получения огромных средств при общей бедности государства Украина, чей ВВП составляет всего 3% от ВВП США, защита бывшего премьера сосредоточилась на сугубом крючкотворстве и на обосновании необходимости его освобождения на основании того, что в англо-американской юридической практике называется «текникалитиз» (technicalities), то есть на нестыковках и противоречиях самого законодательства. А таких нестыковок немало не только в российском, но и в американском законодательстве.
Возможна судебная сделка
Адвокатами Лазаренко была сделана попытка достижения досудебной договоренности со стороной обвинения. В американской юридической практике это называется судебной сделкой, когда ответчик добровольно признает меньшее обвинение взамен снятия более серьезного и, соответственно, согласие прокуратуры не преследовать его за более серьезные правонарушения.
Да, наш клиент грешен, говорят они, и он готов признать факт незаконного получения своих капиталов и последующего их частичного отмывания в Америке. Но получены они были не в результате вымогательства, а как взятки и только. А поскольку отмывание капитала, полученного путем взяточничества, на момент ареста Лазаренко не подпадало под признанное в то время американским правом понятие «преступной деятельности», то и дело его необходимо закрыть за отсутствием в действиях экс-премьера состава преступления и за отсутствием юрисдикции над Лазаренко у прокуратуры США.
Действительно, до принятия после терактов 11 сентября конгрессом и подписания 26 октября того же года президентом Бушем нового антитеррористического закона (так называемого «U.S.A. Patriot Act») отмывание денег могло инкриминироваться иностранцам в США как уголовное преступление только в том случае, если деньги были получены, скажем, путем торговли наркотиками или путем вымогательства, но отнюдь не взяточничества.
Прокуратура Северной Калифорнии с такой интерпретацией дела явно не согласна. В новом, значительно доработанном и одобренном в июле прошлого года «Большим федеральным судом присяжных Сан-Франциско» обвинении, действия Лазаренко, государственного служащего и высокопоставленного правительственного чиновника, характеризуются не иначе, как «ограбление украинского народа», «нелегальное присвоение и утаивание денег в больших размерах, полученных в результате вымогательства». Именно вымогательства, а не относительно более «безобидного» взяточничества.
Тюрьма «Дублинское федеральное исправительное учреждение» в пригороде Сан-Франциско, где находится Лазаренко, это, конечно, не Бутырка и не Кресты. Как русский юрист, часто преподающий юридические дисциплины в университетах США, я под предлогом лучшего знакомства с американской системой правосудия несколько раз уговаривал местные власти то разрешить мне выйти в ночное дежурство с полицейским нарядом Детройта, то ознакомиться с условиями содержания заключенных в американских пенитенциарных учреждениях. В голодном для советского народа 1991 году я вынес из тюрьмы округа Джонсон в Айове тюремное меню и по возвращении на родину показывал коллегам, какими разносолами, соками и фруктами потчуют американских заключенных.