"
В распоряжение "НГ" попал сенсационный по содержанию проект Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства и федеральных органов исполнительной власти". Этот проект, подготовленный Министерством экономического развития, является одним из краеугольных камней административной реформы в России, о которой много говорят, но все никак не приступят. Речь идет о том, что деятельность органов исполнительной власти после реформы должна наконец стать прозрачной и доступной для общественного надзора. По сути, ведомство Грефа на новом витке истории подхватило горбачевский тезис о том, что для перестройки необходима гласность.
Закон устанавливает перечень сведений (из более 50 пунктов), которые должны, по задумке идеологов административной реформы, стать достоянием общественности. От заказчиков и головных исполнителей федеральных программ - до объема их финансирования, от условий тендеров и аукционов - до протоколов заседаний конкурсных комиссий.
Рассказать придется и о том, как и на что расходуется иностранная помощь, с какими международными организациями сотрудничает власть.
Авторы проекта явно торопятся. Уже к 1 ноября 2003 года, как гласит проект постановления кабинета министров по данному закону, три ведомства - Минэкономразвития, Минпечати и Федеральное агентство по связи и информатизации - совместно с аппаратом правительства должны отчитаться о первых итогах реализации реформы. А переходный период для вступления закона в силу и приведения в соответствие с ним всех прочих нормативных актов заканчивается в 2005 году.
Дело в том, что именно реализация административной реформы является одним из условий вступления России в ВТО. Причем к данному закону у наших западных партнеров особо пристальное внимание. По данным "НГ", для его продвижения европейские структуры готовы оказать весьма существенную экономическую помощь. Только из Евросоюза, в том числе по программе ТАСИС, на реформу "гласности" должно поступить 49 миллионов евро. Перечисление средств уже началось.
Но сроки явно срываются. Амбициозные планы Германа Грефа и его коллег сталкиваются с серьезным сопротивлением других чиновников. 63-страничный документ пережил уже три голосования в кабинете министров. На третий раз постановление по "закону Грефа" (как его уже называют) приняли лишь "в целом". Представители многих министерств не скрывают, что до подписания документа Касьяновым и последующего рассмотрения закона в Думе постараются вынуть из него особо "опасные" для себя пункты.
По словам сторонников реформы, их оппоненты выдвигают самые разные и подчас не слишком убедительные аргументы. Например, МЧС в своем заключении утверждает, что только объем новой информации, помещенной в компьютер, "перегрузит интернет и затруднит гражданам поиск". Минтруд боится вводить людей в заблуждение "публикацией вакансий". Антимонопольное ведомство Ильи Южанова сомневается в пользе огласки хозяйственных договоров. А вице-премьер Алексей Кудрин переживает за то, смогут ли граждане понять литературно необработанную речь государственных мужей (законопроект обязывает публиковать выступления и протоколы заседаний). Среди общих опасений - возможное давление на конкурсные комиссии, нехватка денег и угроза госбезопасности. Впрочем, основным принципом закона как раз и названо "обеспечение безопасности личности, общества и государства". Закон дает и возможность пополнить прохудившиеся бюджеты: если предоставление информационных услуг потребует "тиражирование, доставку и затраты на поиск", то автор запроса будет обязан заплатить.
Как отмечают инициаторы законопроекта, против "общедоступности" выступают практически все гражданские министерства. Их очень волнует перспектива вскрытия распоряжений, где фигурируют суммы сделок и имена исполнителей. А вот у силовиков, напротив, весьма сдержанная позиция. Возможно, объясняется она тем, что их деятельность почти полностью подпадает под закон о гостайне: на документы, стоящие под грифом "секретно", инициативы Германа Грефа не распространяются.
Умы чиновников будоражат и возможные кары за чрезмерную закрытость. За соответствующие действия (бездействие) госорганы понесут дисциплинарную, административную, гражданскую и даже уголовную ответственность. Правда, конкретные штрафы и сроки пока не указываются. Надзор за исполнением "прав граждан" закон вверяет Генпрокуратуре и ее территориальным подразделениям. А вот контроль "за правом доступа" к информации - неким "полномочным лицам". Кто они - тоже не расшифровывается.
Зато указаны механизмы защиты государства от чрезмерной любознательности общества. Отказать в информации, например, разрешено, если "нет возможности определить адрес получателя" или запрос составлен неясно. Общество при этом разделяется на простых граждан и журналистов. В частности, действие закона не распространяется на "редакции СМИ, если доступ к информации осуществляется способом, не предусмотренным настоящим законом". Видимо, имеются в виду журналистские расследования.
Какую информацию о себе обязуются предоставлять чиновники
Кадровый состав бюрократии и взаимоотношения с гражданами
Обнародуется весь имеющийся перечень кадрового состава: должностей, лиц, их замещающих (имена и биографические данные), существующих вакансий, сведения о порядке зачисления на госслужбу, условия участия в конкурсе на замещение вакансий, результаты конкурса, сведения о новых лицах, зачисленных на госслужбу.
Структура и задачи органов исполнительной власти
В обязательном порядке оглашаются сведения о структуре, целях и основных задачах министерств, ведомств, госкомитетов и их региональных подразделений, заказчиков и головных исполнителей программ, сроках и ожидаемых результатах, объемах их финансирования и исполнения бюджета.
Деятельность госчиновников, ее проверка
Огласке подлежит вся информация об участии сотрудников министерств и ведомств в заседаниях, совещаниях, встречах, конференциях, их местных и зарубежных поездках, их сотрудничестве (контактах) с политическими партиями, общественными организациями, зарубежными партнерами. Публикуются сведения о решениях, принятых на заседаниях, а также результат их рассмотрения. Обнародуется полная информация о том, кого и как проверяют госслужащие, а также о том, кто и как проверяет их, о результатах этих проверок.
Экономическая деятельность министерств и ведомств
Обнародуются перечни и существенные условия договоров гражданско-правового характера, сведения об открытых конкурсах, тендерах, аукционах и экспертизах на поставку товаров для нужд государства, условиях их проведения, а также составы конкурсных комиссий, протоколы их заседаний. Раскрывается содержание всевозможных распоряжений, инструкций, экспертиз на поставку товаров. Огласке подлежит информация о размере и источниках предоставления иностранной помощи, о международных организациях, с которыми сотрудничают отечественные органы власти. Кроме того, тексты международных соглашений и договоров.
Законотворческая деятельность госчиновников
Полностью публикуются не только все принятые законодательные и нормативные акты, но и их проекты, принятые и вносимые поправки, акты, обжалованные в суде и отмененные судом, все отзывы должностных лиц на законодательные инициативы."