С "Курска" было поднято более 40 тонн различных фрагментов
"Координатор депутатской группы, входящей в госкомиссию по изучению обстоятельств гибели АПЛ "Курск", Валерий Дорогин считает, что наиболее вероятная причина гибели подлодки - столкновение с иностранной субмариной. Об этом он сообщил сегодня на пресс-конференции в Госдуме.
При этом Валерий Дорогин подчеркнул, что по-прежнему рассматриваются три основных версии гибели АПЛ "Курск": столкновение с иностранной подводной лодкой, взрыв собственной торпеды на борту и столкновение с миной времен войны. При этом он заявил о наличии "массы косвенных признаков" в пользу своего предположения. В частности, отметил он, есть данные о том, что вскоре после аварии АПЛ "Курск" в Баренцевом море иностранная подводная лодка "шла на очень медленной скорости из района наших учений". Кроме того, по словам Валерия Дорогина, определенные мысли навевает и внезапное списание на слом одной из английских подводных лодок в этом году, несмотря на то, что в очереди на утилизацию она была 12-й по счету. Говоря о версии столкновения с миной, депутат заметил, что она представляется наименее вероятной членам правительственной комиссии.
По словам Валерия Дорогина, со дна Баренцева моря за время спасательной операции было поднято около 40 тонн различных предметов с "Курска" - это части различных приборов и механизмов, торпедных аппаратов, самих торпед, правое перо руля, часть корпуса. Все это изучается комиссией. О силе взрыва говорит тот факт, что 40-миллиметровая крышка торпедного аппарата вогнута внутрь него. Поднятая из четвертого отсека дверь отдела секретного делопроизводства после взрыва напоминает пропеллер, поделился своими впечатлениями депутат.
По его словам, у членов комиссии уже практически не осталось сомнений в том, что в первом отсеке произошел взрыв компонентов топлива одной из торпед, эквивалентный 100 кг тротила. Второй взрыв произошел из-за пожара в первом отсеке и был значительно большей силы - около тонны. Моряки, находившиеся в первых четырех отсеках подлодки, погибли почти сразу же. Что касается членов экипажа, находившихся в кормовых отсеках, они могли продержаться от 6 до 9 часов, сообщил депутат.
"Очевидно, мы никогда не узнаем, отчего произошел первый взрыв. Не поможет в этом даже подъем лодки", - заявил Валерий Дорогин. По его словам, первый отсек, в котором и произошел взрыв, разрушен полностью. К тому же переборка первого отсека сыграла роль своего рода поршня, который все смел на своем пути вплоть до четвертого отсека. Член госкомиссии пояснил, что на местах, где в отсеках стояли довольно массивные приборы, после взрыва осталось лишь голое место.
Несмотря на то, что и после подъема не удастся найти ответ о первопричине катастрофы, Владимир Дорогин считает, что АПЛ "Курск" поднимать надо. По его словам, сделать это стоит, во-первых, потому, что на борту остались тела экипажа, а во-вторых, в исследовательских целях, чтобы определить, как вел себя реактор при столь мощном взрыве.
Владимир Дорогин оценил работу госкомиссии во главе с вице-премьером Ильей Клебановым как очень профессиональную.
В то же время он выразил озабоченность в связи с финансированием работ по подъему подлодки. По сведениям парламентария, эти работы российской стороне обойдутся в 25 млн долларов, кроме того, более 50 млн долларов готово выделить международное сообщество. Однако финансирование затягивается, в связи с чем депутаты, входящие в госкомиссию, направили соответствующий запрос премьеру Михаилу Касьянову. Парламентарий выразил надежду на то, что председатель правительства откликнется на просьбу ускорить финансирование, и тогда будет реальная возможность в августе-сентябре поднять "Курск" на поверхность. "