Павел Бородин будет объединять Москву и Подмосковье
В этом причина сверхранней предвыборной кампании госсекретаря Союза России и Белоруссии
"Павел Бородин, обретающийся в должности госсекретаря Союза России и Белоруссии, готов сменить место работы и включиться в декабрьскую борьбу за кресло губернатора Подмосковья. В интервью "НГ" он сказал, что "серьезно обдумывает предложение, поступившее ему как от представителей разных политических сил Госдумы, так и от финансовых кругов". Правда, окончательное решение, по словам Бородина, будет зависеть от воли Владимира Путина: "Нужно его согласие, чтобы я мог оставить пост госсекретаря".
"Анонс" прозвучал явно преждевременно. Солидные политические игроки обычно до последнего не раскрывают карт, стараясь застать конкурентов врасплох. Зачем же спешит Бородин? Его поспешная декларация о намерениях вряд ли рассчитана на союзников из Белоруссии или избирателей Московской области. Скорее это послание нынешнему подмосковному губернатору Борису Громову и мэру Москвы Юрию Лужкову, срок полномочий которого также истекает в декабре.
По не раз доходившей до "НГ" информации, в планах Кремля по "сшиванию" регионов не на последнем месте стоит проект объединения Москвы и Московской области. Существование таких планов подтвердил в интервью "НГ" полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко: "В декабре слияния не ждите. Но когда мы сможем отработать четкую схему управления такими крупными городами, это возможно".
По закону решение о слиянии субъектов Федерации должны принимать их законодательные собрания, после чего вопрос выносится на местный референдум. Эта схема на днях удачно опробована на Коми-Пермяцком АО и Пермской области. Как и в пермском случае, у идеи объединения Москвы и Подмосковья есть исторические корни. "Они были разделены искусственно. Но и после раздела 70 с лишним лет продолжали существовать вместе, даже власти работали в одном здании, - напомнил "НГ" председатель Мосгордумы Владимир Платонов. - И сегодня действуют совместные коллегии исполнительной власти, есть совместная комиссия Московской областной Думы и Московской городской Думы".
Правда, Платонов считает, что в теперешних условиях объединять столицу и область не стоит: "Это дорого и не нужно". Спикер областной Думы Валерий Аксаков мнение коллеги разделяет: "Это не на пользу государству. Большинство наших депутатов скорее всего будут против объединения. Оно нужно тем лицам, которые хотят подмять под себя подмосковную землю. У нас же самая дорогая земля!"
Оба спикера наверняка выражают настроение не только своих Дум, но и глав обеих администраций - мэра Лужкова и губернатора Громова. Нет гарантий, что позиции законодателей останутся неизменными, когда область или столицу возглавит кто-нибудь другой. По словам Аксакова, если новый губернатор Подмосковья захочет объединяться с Москвой, тогда "все будет зависеть от волеизъявления жителей области". Таким образом, с заменой Громова можно будет запускать объединительный процесс. Рейтинг подмосковного губернатора не сравним с лужковским, в Кремле он особой симпатией не пользуется, так что заменить его - задача вполне реалистичная. Впрочем, если не получится выдернуть из-под него губернаторское кресло, можно крепко припугнуть, сделать более покладистым и сговорчивым.
Бородину в этом сценарии отводится роль игрока, который если и не победит, то заставит соперника "подумать о своем поведении". В том числе и о том, стоит ли объединять область с Москвой. Лично Бородину от этого может ничего не перепасть, но и на ниве объединения России и Белоруссии его перспективы тоже туманны. Ожидается, что структуру органов российско-белорусского союза скоро будут менять, и в обновленной структуре нынешнему госсекретарю может не найтись достойного места."