"Длившаяся четыре недели "парламентская забастовка" закончена: блок "Единый город" объявил о ее прекращении. Теперь оппозиция намерена бороться со сторонниками Вадима Тюльпанова в зале заседаний, а не за его пределами. В том числе бороться будут и с самим спикером, смещение которого "единогородцы" называют первоочередной задачей.
Окончание "забастовки" можно было предвидеть. Теоретически кворум мог быть уже на прошлом заседании ЗакСа, но депутат Станислав Зыбин (как говорят, соответствующим образом "накачанный" Сергеем Степашиным) все же так и не доехал из больницы до Исаакиевской площади. Но стало ясно, что уж в следующую среду сорвать заседание "единогородцам" вряд ли удастся, и они предпочли сделать хорошую мину при плохой игре. И одновременно - надо отдать им должное - повели большую работу по расколу "тюльпановцев", которые и так-то не отличаются сплоченностью.
Как иначе объяснить, например, предложение "ЕГ" избрать спикером Юрия Гладкова. Более того, Сергей Никешин даже заявил, что ради этой благой цели готов вступить во фракцию СПС, с которой у него нет никаких принципиальных разногласий. Нетрудно представить, как на это предложение отреагирует крайне самолюбивый Гладков, давно считающий, что его недооценивают и не дают ему занять должность, которую он заслуживает. И так же нетрудно предсказать, как отреагирует экс-вице-спикер Константин Серов на публичные сожаления о том, что "Единая Россия" несправедливо "задвинула" его в самый дальний парламентский угол.
Удастся ли "Единому городу" расколоть большинство - неизвестно. Впрочем, с большой долей вероятности можно предположить, что оно разделится самостоятельно сразу после дележа портфелей. Расклад сил внутри Собрания неизбежно изменится, и при голосовании по различным законопроектам парламентское большинство каждый раз будет формироваться самым причудливым образом.
Что же касается распределения должностей, то теперь сложно предсказать окончательный результат. Скорее всего он будет компромиссным, тем более что, скажем, фракция Сергея Тарасова "Наш город" уже несколько дней ведет переговоры с Вадимом Тюльпановым. Кстати, говорят, что эти переговоры начались за спиной Рыдника: уезжая на встречу с Тюльпановым, экс-спикер и не подумал сообщать об этом лидеру блока. Но, видимо, "контрразведка" в "Балтонэксимблоке" работает хорошо: буквально через полчаса Рыдник появился в Мариинском дворце.
Позднее на пресс-конференции он вполне уважительно отозвался о решении Тарасова вступить в переговоры: по словам г-на Рыдника, блок отказывается от борьбы за руководящие должности, но если кому-то из депутатов их предложат, то они вправе соглашаться. Однако складывается впечатление, что подобный либерализм появился скорее от безысходности, ведь любые запреты лишь вытолкнут "Наш город" из блока и еще больше ослабят его позиции. Между тем они и так существенно пошатнулись. И не только потому, что "забастовку" пришлось прекратить, но и потому, что лидер "Единого города" при неблагоприятном стечении обстоятельств вообще может остаться без парламентского мандата.
Известно, что судебный процесс, где бывшие соперники Рыдника - полковник Вячеслав Макаров и председатель КСП Дмитрий Буренин - оспаривают его избрание, вновь отложен и продолжится сегодня, но развитие процесса все же пока что не так благоприятно для банкира, как он, видимо, рассчитывал.
Суд удовлетворил ходатайства заявителей и запросил у ТРК "Петербург" и подконтрольной БАЛТОНЭКСИМбанку газеты "Вечерний Петербург" сведения об оплате рекламы банка и АНО "Рыдник". И то и другое транслировалось во время избирательной кампании, но, когда вопрос разбирался на окружной избирательной комиссии, представители Рыдника заявили, что реклама была заказана и оплачена чуть ли не в начале года. Но если все же подтвердятся данные о том, что соответствующие платежки оформлялись во время избирательной кампании, то суд теоретически может расценить данные расходы на рекламу (конечно же, работавшую на популярность Рыдника) как незаконные - со всеми вытекающими последствиями.
Кроме этого, в суд вызван то ли однофамилец, то ли родственник банкира - Михаил Рыдник, на имя которого зарегистрировано указанное АНО. И судье Татьяне Гунько предстоит выяснить, насколько случайно появление этого АНО с его бесплатными услугами именно во время кампании и какая связь существует между обоими носителями соответствующей фамилии.
В общем, если дела пойдут в таком направлении, Юрий Рыдник может не только остаться без кресла спикера - на которое прежде рассчитывал, - но и вообще оказаться главным неудачником минувшей кампании. Во всяком случае, об участии в губернаторских выборах при таком раскладе ему можно будет уже не беспокоиться...
И еще одно предложение "тюльпановцев", которое сейчас имеет все шансы быть принятым: снизить кворум для участия в заседании с 34 до 26 человек. Сторонники этой идеи говорят, что нельзя позволить меньшинству шантажировать большинство и срывать работу городского парламента. Что ж, возможно, это так. Но только если это будет сделано - как кажется нынешнему большинству, из лучших побуждений, - очень скоро может сложиться ситуация, когда та же самая норма обернется против кого-то из них, если большинство вдруг сложится в ином составе. А механизма защиты - на крайний случай - уже не будет.