"В предыдущем номере мы писали о зверской расправе бритоголовых юнцов над студентом-медиком с острова Маврикий, которая произошла 1 февраля на трамвайной остановке на Пискаревском проспекте недалеко от Медицинской академии имени Мечникова. Похоже, это убийство (уже далеко не первое), совершенное на расовой почве, вызвало, наконец, реакцию со стороны милиции.
В городе началась профилактическая операция по выявлению членов неформальных профашистских организаций.
Главное управление внутренних дел обратилось к жителям с просьбой: если они станут свидетелями проявлений расизма, немедленно сообщать об этом в дежурную часть ГУВД по телефонам 340-1020, 278-3014. Это уже дало определенные результаты. Так, 6 февраля сотрудники милиции оперативно отреагировали на сообщение о нападении скинхедов на двух индийских студентов на Невском проспекте. Один из нападавших был задержан. На его одежде стражи порядка обнаружили нацистскую символику, а на теле - наколки в виде свастики, что подтвердило его принадлежность к неформальной нацистской молодежной группировке. По факту нападения возбуждено уголовное дело по статье 213 (хулиганство).
Впрочем, как рассказал потерпевший, все могло обернуться куда хуже. По словам индийского студента, все случилось в начале десятого вечера у дома N 53 по Невскому проспекту. На него напали около десятка молодых людей, кидавших в него бутылками и угрожавших убийством. Какое уж тут хулиганство? Тем более если вспомнить недавнюю зверскую расправу со студентом с острова Маврикий, который был забит бритоголовыми расистами насмерть?
Словом, можно считать, что риск поплатиться за свои выходки у молодых наци все же пока остается скорее призрачным. Хулиганство - это не угроза убийства, за него и наказание, соответственно, меньше. Это только если еще поймают. А ведь расправы над "инородцами" бритоголовые устраивают чаще всего не на Невском, где плотность милиции "на душу населения", конечно, выше, а на окраинах, где дождаться прибытия наряда порой просто нереально. К тому же неясно, как долго продлится милицейская "профилактическая операция". А что потом?
Для того, чтобы оказать решительный отпор экстремистам, вероятно, нужны усилия не одной только милиции.
Правоохранительные органы, по их же собственным словам, не вполне владеют ситуацией. В конце прошлой недели мы задали вопрос на эту тему прокурору города Ивану Сыдоруку. Отвечая "Новой газете", прокурор сказал, что, во-первых, ответственность за преступления на межнациональной почве не должна лежать исключительно на правоохранительных органах. А во-вторых, у них нет полной информации на этот счет. "Зарегистрированные объединения не причиняют нам столько вреда, сколько неформальные объединения молодежи, которые нужно выявлять и разобщать", - сказал Иван Сыдорук, подчеркнув, что "по этому вопросу недорабатывают органы внутренних дел и ФСБ, и мы не владеем той оперативной информацией, которой должны владеть".
А вот юные наци, в отличие от людей в погонах да и всех остальных граждан, как показывает жизнь, чувствуют себя на улицах Петербурга вполне уверенно.
Тем более что никакой правовой основы для того, чтобы задержать уличную банду бритоголовых - если они только ни на кого не напали, - нет. Демократия. Нет такого закона, чтобы за внешний вид хватать и тащить в кутузку. И наши депутаты, как ни бились, никаких подобающих случаю законов не выработали. Два года назад приняли было городской закон об ответственности за распространение нацистской символики, который впоследствии был признан не соответствующим федеральному законодательству - и все вернулось на круги своя.
Вот и выходит, что все опять же зависит от нас. Нужно, чтобы никто из нас не оставался равнодушным к этому позорному явлению. Остановить разгул распоясавшихся наци можно только тогда, когда бритоголовые юнцы будут чувствовать себя не героями, а изгоями. Так что мы предлагаем своим читателям не ограничиваться временными рамками милицейской профилактической операции. И обо всех ставших им известных случаях расистских и профашистских проявлений сообщать в редакцию. Мы опубликуем эту информацию, и надеемся, это окажет помощь не только правоохранительным органам, но и всем нам - чтобы очистить город от давно уже надоевших "бритых голов".
Ненавидеть кожей
Данциг Балдаев - человек легендарный: 40 лет проработал в уголовном розыске, и за время своего неформального общения с зэками собрал уникальную коллекцию татуировок. Эти альбомы, пользующиеся огромной популярностью, выходили не только у нас, но и в Венгрии, ФРГ... Среди нательных росписей встречаются самые причудливые: одни говорят о блатной истории носителя, другие - о его пристрастиях и даже политических взглядах. Есть и такие, которые понять непросто, вернее, непросто понять того, кто решил нанести эти рисунки на себя: свастика, портрет Гитлера... Причем это делали не сегодняшние молодые отморозки - скинхеды, а люди вполне взрослые. Неужели корни российского фашизма так глубоки?
- Данциг Сергеевич, вам, как участнику войны, вероятно, дико осознавать, что в XXI век мы, страна, победившая фашизм, входим со своими фашиствующими молодчиками?
- Я думаю, дело здесь в том, что коммунизм и гитлеризм - это, по сути, одна система. В основе - шовинизм, презрение к человеческой жизни. Вот, к примеру, такой эпизод из нашей истории. Михаил Фрунзе клялся-божился войскам Врангеля: "кто сдастся - сохраним жизнь". А после этого, не моргнув глазом, тысячи расстреляли. А сколько миллионов "раскулаченных" крестьян выкорчевано-вырезано! Или война. Десятки миллионов потерял СССР в войне с фашизмом, во много раз больше немцев. Пиррова победа. Коммунисты никогда не считались с людскими потерями. А вместе гитлеризм и сталинизм стоили жизни многим десяткам миллионов людей на планете.
- А почему все же наши зэки, натерпевшиеся от коммунистов, потом воевававшие с Германией, накалывали свастику? Простой люд после войны мог разорвать за это...
- В лагерях к этому относились спокойно. Зэки не переносили официальную ложь, что "мы - великий советский народ", "самые-самые", и порой в пику этому официозу наносили фашистские татуировки.
- Корни наших фашиствующих молодчиков - в тех лагерях?
- И в лагерях, и в обществе... Националисты, восхваление великой Руси... Скинхеды? Сегодня их десятки тысяч по стране, и ими явно кто-то руководит. Мне еще в 56-м году и позднее приходилось задерживать подобных. Сажать их надо, а у нас либеральничают. В начале девяностых как-то увидел в Москве такую картину - постовой милиционер разговаривает с парнем со свастикой на рукаве. Я предъявил свое удостоверение майора МВД запаса, спрашиваю: "Как ты, при исполнении, смотришь на это?!" А он: "Демократия... все разрешено". Но демократия - это прежде всего дисциплина, ответственность, самосознание, требовательность не только к другим, но в первую очередь к себе.
- У нас же в Уголовном кодексе есть статья "разжигание расовой и национальной розни"...
- Сегодня она действует лишь формально... Знаете, мне было стыдно срисовывать многие татуировки. Есть антирусские, много антисемитских. Интересовался у зэков: "Почему вы евреев не любите? Пайку у вас отобрали? В морду харкнули?" Начинается: "Они Христа убили... Ленина погубили..." В моей книге есть и татуировки с портретом Гитлера. Одну - "Хайль Гитлер!" - скопировал в 1981-м в Ленинграде в бассейне на Звенигородской улице. Спортивный такой был мужчина, татуировку сделал в исправительно-трудовой колонии. Почему именно этот профиль? Вряд ли он мечтал, чтобы его дети пытали и убивали своих сверстников?..