200 сотрудникам и 120 тысячам раритетов грозит выселение
"Недавно Павел Бородин в окружении внушительной свиты пожаловал в столичный Музей декоративно-прикладного искусства. Правда, пришел он туда уже после закрытия. Пал Палыч решил осмотреть свои будущие владения: сюда планирует переселиться аппарат союзного правительства.
По всему видно, что намерения российско-белорусских интеграторов относительно музея вполне серьезны. Еще весной ревизоры из Минимущества провели в доме на Делегатской внеплановую проверку. А в тот вечер, когда в музей явился госсекретарь, его сопровождал замминистра государственного имущества Николай Гусев. Когда обескураженные музейщики поинтересовались, что господа здесь делают в столь поздний час, гости ответили просто: "Пришли посмотреть на свою собственность". Совершив небольшую экскурсию по выставочным залам, чиновники, судя по выражению их лиц, остались помещениями весьма довольны. Бородин тут же начал отдавать какие-то распоряжения, направляя указательный палец в сторону заинтересовавших его "объектов". Через несколько дней пресс-секретарь Постоянного комитета Союза Иван Макушок официально подтвердил: именно это здание Минимущества выделило для нужд госсекретаря и его многочисленных подчиненных. Правда, сразу оговорился, что союзные чиновники займут не всю территорию музея, а "только" 4 тысячи квадратных метров.
Вообще у городской усадьбы на Делегатской весьма нетривиальная судьба. В XVIII веке это было дворянское гнездо Стрешневых, потом его унаследовали Толстые-Остерманы, затем здесь разместилась Московская духовная семинария. В советские времена просторные залы дворца перекрыли десятками перегородок и заселили правительством РСФСР. В 1981 году российский Совмин переехал в Белый дом, а в усадьбе Стрешневых по распоряжению правительства расположился Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. За 20 лет дом на Делегатской стал одним из самых известных и посещаемых музеев столицы. Здесь были собраны не имеющие мировых аналогов коллекции Палеха и Фаберже, фарфор и стекло заводов Гарднера, Кузнецова и Батенина, бронза XVIII - XIX веков.
- Если нам предложат куда-то переселяться, это равносильно закрытию музея, - уверенно говорит замдиректора Галина Титова. - Вы не представляете, какие средства были вложены в создание и поддержание специальных условий хранения наших коллекций. Второго такого музея сейчас не организовать. Тем более не может быть речи о какой-то ускоренной транспортировке экспонатов - это означает их верную гибель. Беда не в том, что потеряют работу 200 сотрудников музея - они профессионалы, без дела не останутся, - но страна лишится бесценного достояния из 120 тысяч раритетов.
Между тем власти, похоже, не забыли, что 20 лет назад в этом здании квартировал Совмин РСФСР - второе по значимости правительство в стране. Теперь таким правительством номер два, судя по всему, числится Постоянный комитет Союза России и Белоруссии. В последнее время аппарат Павла Бородина превращается в весьма разветвленную бюрократическую структуру с десятком департаментов, в каждом из которых, в свою очередь, создается по нескольку управлений. Чем занимается сие ведомство, доподлинно неизвестно. Но сообщается, что сами российско-белорусские интеграторы не слишком довольны его деятельностью. Так, Игорь Селиванов, исполнявший обязанности госсекретаря во время американских "каникул" Пал Палыча, жаловался журналистам: "Отношения в коллективе в целом нездоровые... Я долгое время работал в госструктурах и много чего повидал, но такой скандальной, склочной атмосферы не видел нигде". Не слишком лестно о бородинском ведомстве отзываются и белорусы. Премьер республики Владимир Ермошин заявил недавно, что "сделанные наработки простаивали", а Постоянный комитет "стал прямо каким-то тормозом".
Тем не менее аппарат растет, и на Старой площади, где временно расположились подчиненные Бородина, им уже тесновато. Пал Палыч еще полгода назад в беседе с обозревателем "ОГ" посетовал, что его людям все никак не подыщут подобающую жилплощадь: "Есть куча поручений Совмина России и Союзного правительства, но на эту кучу поручений есть такое же количество отписок". Пока Бородин находился за границей, дело совсем застопорилось. В июне этой международной проблемой озаботился уже сам Александр Лукашенко. Выступая на очередной сессии союзного парламента в Гродно, белорусский президент в пух и прах раскритиковал бюрократов из российского правительства, которые уже год не могут найти "десяток кабинетов" для 80 человек: "Как только собираемся на Высший госсовет, российское правительство стучит себя кулаком в грудь: через месяц вопрос будет решен. Если Россия не может разместить Постоянный комитет и обеспечить его работой, давайте переведем его в Минск!"
Последняя угроза, кажется, подействовала. Ровно через неделю после выступления белорусского лидера высокие чины из Минимущества повели Бородина показывать дом на Делегатской. Речь, как уже говорилось, идет о 4 тысячах квадратных метров. То есть о той части стрешневского дворца и пристроек к нему, где находятся выставочные залы. Теперь им, наверное, предстоит еще одна перепланировка. Впрочем, кабинеты союзных чиновников будут попросторнее, чем в 70-х годах: если личный состав комитета составляет действительно 80 человек, как утверждает Лукашенко, каждый получит "участок" размером с небольшую двухкомнатную квартиру. Бородин же, по всей видимости, разместится в огромной зале, где когда-то проходили заседания Совмина РСФСР.
Впрочем, нынешние обитатели дома на Делегатской сдаваться не собираются. Они обратились за поддержкой к Михаилу Горбачеву: супруга президента в свое время шефствовала над музеем. Горбачев связался с министром культуры Михаилом Швыдким, и тот заверил, что Минкультуры будет музей отстаивать. "Проблема в том, что пока мы никаких бумаг, не считая акта весенней проверки, из Минимущества не получали, - пояснила обозревателю "ОГ" Светлана Блинова, советник отдела музеев Министерства культуры. - Но в любом случае мы будем категорически возражать против захвата этого здания. В моей 40-летней практике это первый такой случай". А в пресс-службе Минимущества нам сообщили, что вопрос пока открыт, но "речь идет не о выселении музея, а о рациональном использовании государственного имущества".
Пока чиновники раздумывают, как порациональнее использовать территорию музея, там открылась выставка "Ювелирное искусство - XX век. Россия - СССР - Россия": несколько сотен экспонатов из музейной коллекции и авторских работ известных художников. "Надеемся, что не последняя", - говорят старые жильцы дома на Делегатской. "