Кто виноват в смерти генерала Лебедя? "Пилоты", - утверждает следствие. "Отнюдь не одни пилоты", - возражают независимые эксперты.
Пилотам вертолета, после крушения которого в Западных Саянах погибли Александр Лебедь и семеро его спутников, грозит от 4 до 10 лет тюрьмы. Командир-инструктор Ми-8 Тахир Ахмеров, однако, не хочет выступать на суде в роли "стрелочника". Он не согласен с предъявленным Генпрокуратурой ему и командиру-стажеру воздушного судна Алексею Куриловичу обвинением
"ВЕРСИИ
Сегодня эксперты и следователи, казалось бы, обладают детальным знанием обо всех обстоятельствах той трагедии: 27 томов уголовного дела охватывают все аспекты трагедии. И все же некоторые вопросы остаются без ответа. Из 20 человек, находившихся на борту, 8 погибли, 11 получили ранения различной степени тяжести - от переломов пальца до тяжелейших травм; один совершенно не пострадал. У каждого выжившего свой взгляд на то, как все происходило. Версии о причинах авиакатастрофы, альтернативные официальной, не могли не появиться - учитывая и личность красноярского губернатора, претендовавшего на Кремль, и накал политико-криминального противоборства в крае год назад.
Ходили слухи, например, о том, что Лебедя вообще не было в упавшем вертолете. Якобы его убили в другом месте, а труп подложили в обломки Ми-8. До сих пор говорят о спланированном теракте. Обвиняют спецслужбы и многочисленных врагов Лебедя в причастности к организации катастрофы. Командир погибшего вертолета Тахир Ахмеров рассказывает о невесть откуда взявшейся видеозаписи падения губернаторского вертолета: снимали с земли. А о самом Ахмерове странные вещи рассказывает один из уцелевших пассажиров - Юрий Подгорный, директор Шушенского санатория.
Подгорного взяли на борт в селе Ермаковском. На последнем этапе полета он почти постоянно находился в кабине - вплоть до самой аварии. Его поразило безучастное отношение к полету Ахмерова - сверхответственного, по всем отзывам, профессионала. Подгорный до того с ним летал не раз и не два, хорошо его знал.
- А в том полете Ахмеров вел себя так, как будто у него или в семье что случилось, или он зомбирован был, - утверждает Юрий. - Он даже ни разу в руки штурвала не брал: до самого падения вертолетом управлял Курилович.
Подгорный утверждает, что "вертушка" шла по ущелью в условиях очень плохой видимости, не было видно даже скал. Василий Роговой (глава Ермаковского района, погиб) попросил Подгорного разобраться в карте. Выпущенная в 1956 году карта действительно никуда не годилась. Паша Евсевский (бортинженер, выжил) держал ее вверх ногами. Подгорный попросил развернуть карту, а он спрашивает: "По какой дороге полетим, по левой или по правой?" Меж тем правой дороги не существует уже 15 лет. Она завалена деревьями. Высотомер был отключен.
- Ориентировались пилоты, - говорит Подгорный, - визуально, по дороге. А она петляла, и машина то и дело шла в упор на скалы, отворачивая от них в последний момент...
Потом начался подъем - и, по свидетельству Юрия, "как в молоко залетели". Подгорный увидел все же провод ЛЭП: "Курилович рукоятку на себя потянул, у него руки даже побелели. Нос, переднее колесо прошли... и тут ощущение, что задним колесом цепляемся. Удар, скрежет, и как в центрифуге нас закрутило".
Когда расшифровали самописцы, Подгорному показалось, что это какая-то придуманная запись. Корреспондент "МН", знакомясь с обстоятельствами дела, также встретил две различные расшифровки магнитофонной записи переговоров. Существенно отличающиеся друг от друга...
Что касается "зомбирования" пилотов, то о засекреченных технологиях психического воздействия с помощью излучений в Красноярске сегодня говорят очень много. Как утверждают специалисты Института эниологии, исследования по разработке психотронного оружия проводятся в Академгородке, а также в закрытом Красноярске-26 (Железногорске). Хотя, конечно, физическое состояние пилота может меняться и от более знакомых вещей - недосыпания, внутренних переживаний.
Ахмеров, однако, утверждает, что и сам был здоров, и погода была изумительной:
- Погодные условия позволяли мне находиться в качестве второго пилота, а Куриловичу - на основном рабочем месте. Если бы погода была плохой, то основное управление я взял бы на себя...
Шли вдоль дороги где-то на высоте 100 метров. Затем дорога пошла вверх. На высоте 900 метров было уже много снега, белизна ослепительная. Но линии электропередачи прекрасно просматривались: видимость - километров пять. На карте ЛЭП не было, но это и не так важно.
- Мы ведь, - говорит Тахир Ахмеров, - ЛЭП прекрасно видели и не упускали из виду. Я ребятам сказал: "Очень внимательно, не упускайте из виду ЛЭП, это самое главное!" И ребята за ней следили. Когда остался всего километр до места посадки, Подгорный сказал: "Сейчас провода уходят влево, немного пройдем, и будет площадка для посадки". Вроде как успокоил, не надо, мол, напрягаться. В этом месте дорога делает крутой изгиб. Мы вышли из-за изгиба, и вот она - ЛЭП!.. Видимо, Подгорный не совсем хорошо знал местность или что-то напутал. Я не ищу виновника. Я командир и несу полную ответственность...
Есть и еще одна версия происшедшего. Спасатели, прибывшие к месту крушения губернаторского Ми-8, позже рассказывали о "снеговом заряде" - снежных тучах, внезапно появляющихся и стремительно исчезающих. Метеооборудование не позволяет точно определить их возможное местонахождение - вот Ми-8, дескать, в такой заряд и попал.
ВОПРОСЫ
Но обратимся к данным Генпрокуратуры, закончившей свое расследование, с материалами которого сегодня знакомятся обвиняемые и их адвокаты.
К выводам о виновности экипажа пришли и многочисленные комиссии. Начальник Красноярского регионального межтерриториального управления воздушным транспортом Виктор Осипов утверждает, что командир экипажа, учитывая неустойчивый характер погоды, обязан был повернуть обратно и не рисковать жизнями пассажиров.
Между тем пилот первого класса, консультант Госдумы Валерий Хайрюзов считает, что экипаж заставили лететь:
- Осипов не дает ответа на вопрос, почему они полетели. Он начинает просто искать крайнего, что не делает ему чести. Почему летчики были вынуждены лететь в тумане? Это была их воля, что ли?
Аналогично мыслит и замредактора газеты "Красноярский рабочий" Елена Лопатина, пассажирка того рокового рейса (она до сих пор прикована к больничной койке, ей предстоят тяжелые операции):
- Может, летчики не хотели спорить с губернатором - ведь он не любил возражений...
Для Виктора Осипова, однако, вопросов нет:
- После трагедии говорили, что, мол, губернатор заставил полететь. Да будь хоть президент - право принятия решения принадлежит командиру экипажа и никому больше! Когда мне говорят, что в действиях Ахмерова нет состава преступления, я спрашиваю: а кто же убил людей? Вертолет-то был абсолютно исправным.
Учитывая, что дело о катастрофе, скорее всего, будет рассматриваться судом присяжных, адвокаты пилотов заявили, что Осипов оказывает давление на потенциальных присяжных заседателей: "Осипов формирует общественное мнение о виновности экипажа. Кроме того, его выступление - попытка чиновника переложить всю ответственность на пилотов".
Сам же командир вертолета Тахир Ахмеров свидетельствует:
- Перед полетом Лебедь подошел, поздоровался и сказал: "Летим в Ермаковское, там сядут представители местной администрации и покажут, куда дальше лететь". Больше он в кабину не заходил.
А что же те, кто занимался организацией полета - почему дали разрешение на вылет? Почему экипажу позволили работать вслепую? Почему диспетчеры Черемшанки, Шушенского, Абакана не проинформировали экипаж о метеообстановке в квадрате 14, где все и случилось? Да, вина командира Ахмерова очевидна - но почему диспетчеры допустили, что "вертушка" шла так низко? Это лишь часть вопросов, которые задают специалисты.
ПРИГОВОР СЕБЕ
Между тем Владимир Осипов заявил, что суд состоится уже в марте. Обвиняемые, которых еще не ознакомили с результатами экспертиз, удивляются уверенным заявлениям начальника. Они полагают, что суд начнется не раньше, чем в мае - июне. Хотя лично для командира-стажера того Ми-8 Алексея Куриловича, все еще передвигающегося на костылях, сроки не так важны:
- Какие бы оправдательные нюансы ни отыскались, все равно это на мне - люди погибли. Лучше бы и меня рядом с ними положили...
Красноярск
ДОСЬЕ МН
Авиакатастрофа произошла утром 28 апреля прошлого года на юге Ермаковского района Красноярского края, в 50 км от поселка Арадан. Борт 22158, шедший над федеральной трассой М-54, в районе Буйбинского перевала зацепил за громоотвод линии электропередачи высокого напряжения и рухнул на землю. Комиссия по расследованиям Межгосударственного авиационного комитета вынесла экспертное заключение: экипаж выполнял полет по горному ущелью на предельно малой высоте в условиях плохой видимости без надлежащей подготовки. Экипаж не знал точного места приземления и ландшафта местности, над которой надо было пролетать.
31 октября 2002 года отдел Генпрокуратуры в Сибирском федеральном округе предъявил летчикам обвинение по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц".
* * *
По мнению следствия, при подготовке к полету и во время его выполнения пилоты нарушили целый комплекс правил безопасности и эксплуатации воздушного транспорта. В частности, перед вылетом экипаж не провел предварительную подготовку, не изучил детально маршрут и район работы, не проложил на полетной карте маршрут с учетом запретов, ограничений и расположения высот и не получил полетную карту для передвижения в горной местности. Кроме того, по данным следствия, решение о полете было принято при наличии летного прогноза погоды только на первоначальном участке маршрута - от Красноярска до поселка Ермаковское.