"Говорят, что вчера в Мариинском дворце уже был заказан банкет по случаю выборов спикера Законодательного собрания. Неясно было только, кто будет банкетировать. То ли кто-то из основных кандидатов - Вадим Тюльпанов или Сергей Тарасов (в случае избрания одного из них), то ли Юрий Рыдник - в случае, если бы не избрали никого. Как оказалось, именинником стал Тюльпанов, сменивший пост вице-спикера ЗакСа второго созыва на пост спикера в третьем созыве.
Еще до заседания стало понятно, что число потенциальных сторонников Тюльпанова возросло - готовность поддержать его, кроме "Единой России", "Яблока", депутатов от СПС и "Воли Петербурга", обозначили "Спортивная Россия" и КПРФ-НПСР. И тем и другим аналитики отводили роль "запасного полка" Смольного - но, как говорят в мариинских кулуарах, лидерам соответствующих фракций Денису Волчеку и Юрию Савельеву обещали кресла вице-спикеров. Кроме этого, возможно, сработали и коммерческие мотивы - как у КПРФ, так и у Тюльпанова есть серьезные интересы в питерском морском порту. Да и полпредство президента, видимо, даром времени не теряло, пустив в ход все имеющиеся в его распоряжении аргументы.
В итоге вокруг экс-вице-спикера сложилась широкая коалиция - от Юрия Гладкова (СПС) до первого секретаря обкома КПРФ Олега Корякина, - которую "смольнинец" Владимир Еременко тут же назвал "сговором". Формально, если сложить все голоса поддерживающих Тюльпанова фракций и групп, получался 31 голос, но для этого все входящие в них депутаты должны были голосовать солидарно, в чем были сомнения - кое-кто из них не скрывал, что симпатизирует Тарасову.
Поняв, что сегодня не их день, сторонники Тарасова, однако, не решились сорвать кворум и предпочли тактику затягивания выборов, для чего выставились широким фронтом - и стройными рядами начали записываться в избирательный бюллетень. В итоге кандидатов набралось шестнадцать человек, и все они имели возможность выступить с мариинской трибуны с программной речью. Речи эти, как правило, разнообразием не отличались, но были и исключения.
Так, Юрий Рыдник призвал коллег не спешить с выборами вообще. По всей видимости, он рассчитывал постепенно накопить силы и завербовать сторонников, чтобы самому претендовать на спикерский пост, как и предполагали многие еще во время избирательной кампании.
Сергей Никешин посетовал на то, что сторонники Тюльпанова применяют "определенные методы". И что к нему тоже подходили и делали "предложения". При этом он, Никешин, мог бы тоже использовать такие методы, и даже в большем количестве - поскольку депутатствует не первый год и имеет и опыт, и связи, и финансовую базу. Правда, не уточнив, какие именно предложения ему делались и в каком именно размере.
И наконец, в очередной раз отличился мариинский старейшина Владимир Гольман, который заявил, что имеет место "сговор московской группировки, чтобы нас всех поставить на колени". После чего обратился к Тюльпанову: "Ты, как зам, работал плохо - уступи место Серову, который работал лучше!"...
Голосование оказалось знаковым - при этом четырнадцать кандидатов из шестнадцати не набрали ни одного голоса. Девятнадцать депутатов из сорока девяти участников (отсутствовал, по понятным причинам, только Шутов) поддержали Сергея Тарасова, двадцать восемь - Вадима Тюльпанова, который под аплодисменты и занял место спикера. После чего тут же получил письмо от сидящего неподалеку Сергея Миронова с просьбой выдвинуть его кандидатуру на пост представителя петербургского Законодательного собрания в Совете Федерации. Что и было немедленно сделано. Голосование по кандидатуре Миронова было, по сути, формальностью - большинство депутатов легко согласились с продлением его полномочий в верхней палате российского парламента.
"