"Петербург должен получить дополнительно шестьсот миллионов долларов на завершение двух своих долгостроев. Об этом в минувший четверг заявил Владимир Путин.
Подавляющее большинство этих средств - кредиты, привлекаемые под гарантии федерального правительства. На достройку дамбы должно пойти 245 млн. долларов Европейского банка реконструкции и развития, 45 млн. евро Европейского инвестиционного банка и 40 млн. долларов скандинавского Северного банка. Еще 250 млн. долларов от того же ЕБРР предназначены на сооружение кольцевой дороги. Плюс к тому - средства, выделяемые в 2003-м из федерального бюджета: 5 миллиардов рублей на КАД и 275 миллионов на дамбу.
Новость эта для города выглядит настоящим рождественским подарком. Ибо если кольцевая дорога худо-бедно, но все же строилась и так, то судьба комплекса защитных сооружений долгие годы была погружена в плотный туман. В Смольном даже - уникальный случай - ни разу не заикнулись о намерении "завершить работы на этом объекте к юбилею" (и это при том, что к вожделенному трехсотлетию городские власти пытались приурочить окончание всех своих суперпроектов, включая и КАД с Размывом).
Что же касается дамбы, то весной 2002-го строители обещали завершить к грядущему празднику лишь малую часть работ: связать постоянной дорогой станцию Горская с Кронштадтом; построить автодорожный мост на судопропускном сооружении, три новых водопропускных сооружения и защитные дамбы. Осуществление остальных частей проекта выглядело тогда и вовсе неопределенным.
По версии главного федерального инспектора в Петербурге Николая Винниченко (которую он изложил "Делу" в мае 2002-го), "сдача дамбы намечена на 2008-2010 годы". Причем он особо подчеркивал, что это вовсе не окончательные рубежи: "Удастся это сделать или нет, сказать сложно: проблемы у строительства огромные". Пессимизм инспектора подтвердился поздней осенью прошлого года. Когда новый глава Госстроя России Николай Кошман приехал инспектировать дамбу, он не застал на ней вообще никаких работ.
Одной из причин такого положения дел стало банкротство генподрядчика стройки - "Ленгидроэнергоспецстроя" (утверждалось, что контора задолжала кредиторам порядка 140 миллионов рублей). Одним словом, и без того размытые перспективы оказывались просто несбыточной мечтой. Теперь же - после вполне сенсационной информации из Кремля - потенциальные строители оживились. Сообщается, что целых 11 компаний подали заявки на участие в тендере, по итогам которого будет определен новый генподрядчик.
Хотелось бы надеяться, что дела у него пойдут успешнее, чем у предшественников. Потому как на выделенные средства основную часть работ на дамбе вполне можно закончить.
С КАДом дела обстоят похуже. Предоставляемых европейцами долларов для полной достройки Восточного полукольца не хватит. Однако если их действительно удастся использовать по назначению, то проблема серьезно приблизится к решению: найти инвесторов для окончания сооружения полукольца при таком раскладе будет куда проще.
Более того, если дамбу действительно достроят, то всерьез можно будет задуматься и о поиске средств на Западное полукольцо (раньше этим заниматься все равно бесполезно - часть западной половины дороги должна пройти как раз по комплексу защитных сооружений).
Одним словом, строительные перспективы вроде бы вполне радужные. Может показаться несколько странным лишь то, что новость эта не сильно радует Смольный. Но и это объяснимо. Ибо в Кремль в четверг Владимира Анатольевича не позвали. Про шестьсот миллионов Владимир Путин предпочел рассказать своему полпреду на Северо-Западе Виктору Черкесову. И вдобавок поручил ему же "обеспечивать строительство объектов" и "контролировать расходование выделенных средств".
Представляю, что бы творилось в подведомственных Смольному СМИ, если бы эти $ 600 млн. (составляющие, между прочим, почти четверть от всего петербургского бюджета) в город "принес" бы губернатор. Однако вышло иначе. Поэтому о совещании у президента в "смольнинских" СМИ сообщается крайне скупо, как бы походя.
Кремлевский намек совершенно прозрачен: раз полномочия действующего градоначальника заканчиваются в 2004-м, то обсуждать с ним проекты, реализация которых отнесена на 2005-й, а то и 2007-й годы, особого смысла не имеет. Некоторые осведомленные москвичи вообще утверждают, что после памятного летнего "предъюбилейного" разноса на К-2, который учинил городским властям Владимир Путин, было решено о перспективах с нынешней горадминистрацией не вести речи в принципе. Впрочем, может быть, столичные недоброжелатели нашего градоначальника и перегибают палку.
Так или иначе, но в губернаторском окружении утверждают: в Австрию Владимир Анатольевич улетал "немного задумчивый". Оно и понятно: задуматься есть о чем. Пора уже и преемника выбирать, и с собственным постгубернаторским будущим определяться.
"