"
Чего военные вечно жалуются на бедность? Судя по документу, который попал в “МК”, денег у них пруд пруди. То есть так много, что начальник Генштаба генерал Анатолий Квашнин был готов поделиться с Минтрансом и Спецстроем миллиардом рублей еще до утверждения бюджета-2003.
Как говаривал классик, у России две беды — дураки и дороги. В нашей истории присутствует по меньшей мере одна. С нее и начнем.
В 1994 году постановлением правительства №208-9 трасса Чита — Хабаровск была отнесена к автомобильным дорогам оборонного значения (АДОЗ) и включена в проект Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны. Но возведение автобана обернулось банальным долгостроем. Вбуханные в магистраль громадные средства скорее всего так и остались бы погребенными в далеких степях Забайкалья, если бы в мае прошлого года о них не вспомнили на очередном заседании Совбеза. Довести до ума злополучный хайвэй взялись Минтранс и Спецстрой.
Хорошенькое дело — достраивать, когда в бюджете на это не предусмотрено ни копейки. Пришлось срочно отыскивать спонсора. Так появилось на свет письмо первого замминистра транспорта Слюняева и руководителя Спецстроя Аброськина, адресованное начальнику Генштаба Анатолию Квашнину. Его копия оказалась в “МК”.
На двух страницах подробно объясняется, почему без автотрассы оборонному ведомству ну никак не обойтись. В конце резюме: “Просим Вас поддержать предложение о включении...строительства вышеуказанной АДОЗ силами Спецстроя России в состав объектов Государственного оборонного заказа по разделу “Национальная оборона” федерального бюджета на 2003 год с объемом финансирования 1,0 млрд. рублей.” Ниже подписей Аброськина и Слюняева стоит размашистое “Согласен” и закорючка Квашнина.
Кинуть миллиард на строительство какого-то шоссе, пусть даже оборонного значения, — непозволительная роскошь для вечно жалующегося на нищету министерства. Тем более под термин “оборонного значения” в России можно подогнать что угодно — от задрипанного “Запорожца” до металлургического гиганта. Не понимать этого генерал Квашнин не мог. Не дурак же он, в конце концов. Тем более, что строительство дорог в России осуществляется через дорожный фонд. А он в гособоронзаказе не участвует второй год.
Чтобы понять, о какой сумме идет речь, обратимся к оборонному бюджету. Ведомственные расходы МО в сфере образования составляют чуть более 330 миллионов рублей — на эти деньги предстоит целый год содержать почти 80 вузов. На содержание всех командных пунктов, спецобъектов и военных аэродромов должно уйти не более 650 миллионов. Согласитесь, в сравнении с этим строящаяся трасса выглядит золотой.
Но более всего начальника Генштаба подвело точное указание статьи “Гособоронзаказ” из раздела “Национальная оборона”, по которой и планировалось “провести” миллиард рубликов. Эта статья предусматривает расходы лишь на строительство жилья для военнослужащих, обустройство 42-й дивизии в Чечне и проведение эксперимента по переводу на контракт 76-й десантной дивизии.
Какую из трех генерал Квашнин решил пощипать? Сегодня в Вооруженных силах 168 тысяч военнослужащих нуждаются в улучшении жилищных условий, а 94 тысячи вообще не имеют собственного угла. Снять миллиард с этой статьи равнозначно лишению квартир от 3 до 5 тысяч служивых. Сократить финансирование военных городков в Чечне — значит обречь служивых как минимум еще на одну зимовку в палатках.
Остаются придавленные контрактом псковские десантники. Напомним, что, по расчетам армейских финансистов, эксперимент в 76-й дивизии потянул на 2,7 млрд. рублей. Оттяпать у этой суммы более чем треть — заранее провалить эксперимент. Минобороны и без того пришлось дополнительно изыскивать ежемесячные 1200 рублей для каждого его участника.
Что же подвигло генерала подмахнуть документ, остается лишь догадываться. Все попытки выяснить подоплеку дорожного дела были тщетными. В Главном финансово-экономическом управлении МО о письме Квашнину не слышали (?!), а Генштаб ушел в глухую оборону.
И все-таки отголоски этой истории просочились. Как стало известно “МК” из достоверных источников в военном ведомстве, “поправить” начальника ГШ взялся лично министр обороны Сергей Иванов."