"В пятницу днем в Грозном террористы-смертники атаковали Дом правительства Чечни. Два грузовых автомобиля, начиненных примерно одной тонной тротила, протаранили ворота ограды и взорвались прямо рядом со зданием. По предварительным данным, погибло 46 человек. Это самый кровавый теракт, совершенный боевиками в Чечне за время проведения второй антитеррористической кампании.
Следствие уже выяснило, каким образом камикадзе смогли проехать к зданию, охраняемому тремя кордонами безопасности. По словам руководителей чеченской милиции, у террористов были все необходимые документы - как личные, так и на груз. Теперь предстоит ответить на два вопроса: кто конкретно и почему выписал им эти пропуска.
Два мощных взрыва прогремели у Дома правительства Чечни примерно в половине третьего дня. В здании в это время находилась большая часть служащих - от 150 до 200 человек. Как раз начинался обед.
Очевидцы трагедии рассказывают, что к воротам на небольшой скорости подъехали два автомобиля - "Камаз" и "УАЗ". Неожиданно "Камаз" набрал скорость, протаранил ворота и въехал на территорию. Второй автомобиль проехал следом. Во дворе машины разъехались - уазик направился к правительственной автостоянке, рядом с которой располагался центр спутниковой связи с Москвой и другими регионами. "Камаз" остановился у фасада здания. Два взрыва прогремели практически одновременно, с разницей в несколько секунд.
В пятницу специалисты еще не могли определенно сказать, какое точно количество взрывчатки было заложено в машинах. В чеченском МВД "Известиям" заявили, что не меньше тонны тротила. От "Камаза" осталась лишь воронка диаметром в пятнадцать и глубиной в десять метров, напоминающая последствия взрыва авиационной бомбы. Недавно построенное здание превратилось в обуглившийся остов - обрушилась крыша, рухнули перегородки. Прилегающая столовая обрушилась полностью. Стоящие рядом здания чеченского управления ФСБ и прокуратуры тоже были сильно повреждены.
- Взрыв у Дома правительства раздался примерно в 14.30, - рассказал "Известиям" замминистра внутренних дел республики Ахмед Дакаев, временно замещающий главу МВД Чечни Руслана Цакаева. - Я был на месте через несколько минут, уже тогда там лежало около пятнадцати трупов. Огромное количество раненых - взрыв произошел в середине дня. Очень серьезно пострадали само правительственное здание, пищеблок, который находится рядом, гостиничный комплекс. Разбиты даже те машины, которые стояли в радиусе 600-800 метров. Уже ясно, что внутри здания взрыва не было, на территорию, прилегающую к Дому правительства прорвались камикадзе на двух машинах, которые и привели в действие взрывчатку. Террористы спокойно проехали через первый кордон, пробиваться им пришлось только через второй. Я не сомневаюсь, что у террористов были документы прикрытия. Показывали они эти документы или не показывали, станет известно по итогам служебной проверки. Но на первом кордоне им нужно было обязательно показать пропуск на машину и документы, удостоверяющие личность. Выписать пропуск на проезд к зданию Дома правительства могли в правительстве, в администрации, в других структурах, да любой мог выписать. Сейчас об этом говорить очень сложно, потому что сами камикадзе погибли. В принципе, если документы были в порядке, проезд "Камаза" к зданию не должен был вызвать особого подозрения у охраны. Грузовые машины постоянно подъезжали к Дому правительства. Это был обычный режим работы. Ведь там расположены еще и здания МЧС, ФСБ, прокуратуры, Минюста. На первой заградительной линии постоянно дежурили сотрудники ОМОНа Курганской области. А охрану самого Дома правительства по периметру полностью осуществлял СОБР управления исполнения наказаний Минюста России. Там постоянно сидят снайперы, но открывали ли они огонь по машинам, я не знаю. Вроде бы звуков стрельбы никто не слышал.
Над зданием еще долго стоял столб пыли и дыма. Окна были выбиты вместе с рамами, вся территория двора была завалена обломками пищеблока. Взрывом "УАЗа" был полностью разрушен центр спутниковой связи – в пятницу днем все телефоны, начинающиеся на 777 (по этим номерам можно было дозвониться в чеченское правительство), молчали.
Здание правительства было практически сразу взято в кольцо оцепления. Спасатели, милиционеры и военные принялись выводить уцелевших, выносить раненых и погибших. К моменту подписания номера погибшими значились 46 человек, более сотни - ранеными. При этом из-под завалов удалось извлечь лишь 14 тел. Работы по разбору завалов продолжились и с наступлением темноты - люди работали в свете автомобильных фар.
В пресс-службе МЧС России "Известиям" сообщили, что в Грозный в срочном порядке выехали отряды спасателей из Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии. Вечером из Москвы вылетел самолет Ил-76 МЧС РФ с полевым госпиталем на борту. Этим же рейсом в Чечню вернулся и глава республики Ахмад Кадыров, находившийся в момент взрыва в Москве.
Министр по делам Чечни, а в недавнем прошлом премьер чеченского правительства Станислав Ильясов, находившийся в момент взрыва в Доме правительства, не пострадал. Не пострадал и нынешний премьер Чечни Михаил Бабич. Контузию получил главный федеральный инспектор по Чечне Имран Вагапов, ранены руководитель аппарата администрации Рудник Дудаев, заместитель премьера по социальным вопросам Амнат Батыжева, заместитель военного коменданта Чечни Селим Цуев.
По мнению многих источников "Известий" в силовых структурах, теракт напрямую связан с прошедшим недавно в Гудермесе съездом чеченского народа, на котором было принято решение провести в марте референдум по принятию чеченской Конституции, а позже - выборы президента Чечни и парламента. Инициативы поддержал Владимир Путин, подписав указ о референдуме, а лидеры боевиков поклялись сделать все, чтобы его сорвать. Буквально во вторник представитель регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе Илья Шабалкин сообщил, что в Ножай-Юртовском районе Чечни прошло совещание с участием Шамиля Басаева, одного из лидеров международной экстремистской организации "Братья-мусульмане" Абу аль-Валида и полевых командиров среднего звена. По сведениям Шабалкина, Абу аль-Валид приказал провести в ближайшее время на территории Чеченской Республики ряд крупных террористических актов. Планировались теракты как в Грозном, так и в райцентрах Чечни. По словам Шабалкина, цель терактов - дестабилизация обстановки в Чеченской Республике.
Взорвать здание правительства пытались и раньше. В апреле 2001 года сотрудники службы безопасности Ахмада Кадырова обнаружили автомобиль марки "Запорожец", в котором было заложено около 120 килограммов тротила. Бомбу начинили болтами, гайками и другими металлическими предметами. В машине также находились два мешка селитры. В сентябре того же года взрыв прогремел в туалете Дома правительства. В результате теракта погибла уборщица, ранения получили двое сотрудников правительства. Бомба была установлена непрофессионально, поэтому взрывная волна ударила в разные стороны, а не направленно вверх, где этажом выше проходило расширенное совещание чеченских чиновников под руководством Ахмада Кадырова и Станислава Ильясова.
Следователи в пятницу весь день пытались восстановить маршрут террористов. Скорее всего, начиненные взрывчаткой автомобили двигались со стороны Старопромысловского района Грозного. Для этого им нужно было миновать три блокпоста. Еще месяц назад УВД республики получило оперативную информацию о готовящемся теракте с использованием "Камаза" со смертником за рулем. То что "Камаз" все-таки достиг цели, подтверждает наличие серьезных, скорее всего подлинных документов у террористов, как личных, так и на груз. Со Старопромысловского шоссе "Камаз" беспрепятственно, мимо поста ГАИ, свернул налево к комплексу административных зданий на улице Гаражной, 10.
Первые ворота охраняются Курганским ОМОНом. Там - пост из 10 человек, без поддержки бронетехники. Эти люди проверяют документы не только у водителей, но и у пеших. Не вызвавшие подозрений машины проследовали мимо укрепленного здания временной оперативной группы Ленинского района (Свердловский ОМОН), мимо прокуратуры республики, которую охраняют командированные бойцы Минюста и БМП-2 с нацеленной на проезжающие машины пушкой. Далее - мимо здания УФСБ по Чеченской Республике. Именно УФСБ руководит контртеррористической операцией на Кавказе, и ворота ее управления ничуть не крепче других ворот. Далее "Камаз" и "УАЗ" вышли на первую финишную прямую. До ворот к комплексу собственно правительственных зданий оставалось метров пятьдесят.
У вторых ворот постоянно дежурит БТР с бойцами Пермского спецназа УИН Минюста. Таранить их террористам не было смысла. Они не ведут к зданию правительства. Это внешний круг охраны, который отделен от зданий бетонным забором. А те ворота, которые террористы протаранили, расположены рядом, с другой стороны КПП, сразу после резкого поворота налево. Каким образом можно разогнаться на повороте, пока неясно.
Прямо за этими воротами стоит "собачий блокпост" - с боевым
ротвейлером и овчаркой, натасканной на обнаружение взрывчатки. Отсюда террористы могли ехать куда им вздумается. Больше препятствий для автомобилей нет.
Служебная проверка на предмет измены среди тех, кто мог выписать пропуска для террористов, уже идет. Однако вряд ли она даст хоть какой-то результат. От "Камаза" и "УАЗа", на которых ехали камикадзе, не осталось вообще ничего. "