"О планах серьезного роста производства золота своими силами объявило на финише 2002 года правительство Киргизии. Страна эта, самая маленькая в СНГ, занимает, тем не менее, третье место по добыче желтого металла (после России и Узбекистана). Здесь ежегодно добывается его более двадцати тонн. Львиная доля этого количества приходится на совместное киргизско-канадское предприятие «Кумтор», которое дает сегодня сорок процентов промышленного производства республики и почти половину всего экспорта.
Однако иностранцы уже заявили, что примерно к 2009 году они свернут здесь свое производство. Как и предсказывали скептики, воспользовавшись неграмотно составленным договором, фирма «Камеко» не хочет разрабатывать подземную часть месторождения, собрав только сливки с его верхних слоев. Понятно, что добытое шахтным способом золото будет стоить дороже и не даст уже тех прибылей, которые привыкли получать канадцы на открытом руднике. Собственная же добыча киргизскими производителями золота составляет всего 1500-1600 килограммов в год.
Чтобы как-то возместить закрывающуюся на Кумторе добычу, главное золотодобывающее предприятие республики «Кыргызалтын» планирует уже в ближайшие годы ввести в строй рудник на месторождении «Талды-Булак Левобережный». Здесь природа спрятала в земле около 60 тонн желтого металла, а добывать можно до двух тонн ежегодно. Сейчас ведутся переговоры о совместном освоении этого месторождения с инвесторами из России и Китая. Причем предполагается, что работать они будут не только на «Талды-Булаке». В горах Киргизии скрыты десятки малых и средних месторождений золота. Специалисты уже называют перспективными к разработке Терексайское, Солтон-Саринское, Бучукское.
Конечно, все они не идут ни в какое сравнение с высокогорным Кумтором, где природа спрятала более 500 тонн драгоценного металла. И если бы его разрабатывать комплексно, то есть одновременно с поверхности и с помощью шахт, себестоимость добытого металла могла обеспечивать вполне приличную прибыль. Однако иностранцы пошли более легким и одновременно более прибыльным путем. Они собрали золото сверху, а остальное оставили киргизам. Строить же теперь подземные шахты на высоте более четырех километров очень дорого и невыгодно. Так что иностранная концессия обернулась для Киргизии потерей половины всех ее золотых запасов. Хотелось бы верить, что только временной.
Между тем, в одном из своих последних выступлений президент Киргизии сообщил, что значительная часть золотого запаса страны хранится сегодня в зарубежных банках. Он объяснил это проблемами безопасности. Но, скорее всего, эти тонны желтого металла служат залогом для многочисленных кредиторов, подпитывающих пока хилую экономику страны. Однако займы эти нужны будут и дальше. Ведь собственная промышленность до сих пор находится в лежачем положении. Вот и приходится искать в горах новую замену Кумтору. Только добраться до новых месторождений будет очень трудно. Ведь уже несколько попыток запустить тот же Талды-Булак окончились неудачей. Тем не менее, правительство верит, что Киргизия сохранить свое лидерство в добыче золота и обеспечит свою страну новыми кредитами."