Владимир Торлопов: "Буду пахать, как последний завхоз"
"Глава Республики Коми считает, что руководитель донорско-депрессивного региона обязан работать за троих
Новому главе Республики Коми Владимиру Александровичу Торлопову досталось нелегкое наследство. Богатейший край имеет огромный государственный долг и весь набор проблем, свойственных северным ресурсодобывающим территориям: сокращение объемов добычи угля, переселение людей в южные районы республики, преодоление коррупции и т.д. и т.п. О перспективах региона в решении этих и других проблем руководитель республики ответил корреспонденту "НГ".
- Владимир Александрович, развитие экономики Республики Коми всегда определялось добывающими отраслями: нефтяной, газодобывающей, угольной и лесной. Федеральная власть отдала их полностью на откуп крупным финансово-промышленным группам. А кто же в регионе больше всего заинтересован в стратегическом развитии этих отраслей?
- Сегодня государство не вкладывает средства в разведку недр, считая, что эту функцию должны выполнять коммерческие структуры, занимающиеся добычей сырья. Но это, на мой взгляд, не совсем правильно. Российское законодательство пока несовершенно, и добывающие компании не очень охотно вкладывают деньги в геолого-разведочные работы, зная, что, инвестировав туда средства, в дальнейшем они могут и не получить лицензию на добычу нефти и газа. Именно поэтому субъекты Российской Федерации, где в структуре доходной части бюджета немалую часть составляют платежи за недра, хоть небольшие суммы, но вкладывают в геолого-разведочные работы.
- Именно поэтому наиболее болезненным стало решение федерального Центра отобрать право регионов на лицензирование добычи полезных ископаемых, так называемый "второй ключ"?
- Непонимание, которое мы порой испытываем со стороны Центра, полностью подкашивает экономическое и финансовое состояние северных регионов. До 2002 года 80% налогов на добычу формально оставалось на местах, а 20% уходило в Центр. На самом же деле за счет возврата средств и личных договоренностей с правительством республике доставалось 99%. Большую часть этих денег республиканские власти направляли на геолого-разведочные работы. С января 2002 года все стало наоборот. Теперь 20% налога остается в регионе, а 80% идет в Центр.
В течение 20-30 лет добывающие регионы развивались, только укрепляя минерально-сырьевую базу. Поэтому я называю мою республику донорско-депрессивной территорией.
Да, у нас высокий уровень жизни. Доходная часть бюджета в нынешнем году составит 16 миллиардов. В будущем году мы получим 15 с небольшим миллиардов рублей. Но у нас шесть с половиной миллиардов государственных долгов. И без помощи федеральных властей нам с ними не справиться.
И еще одно немаловажное последствие решения правительства. Теперь все олигархи, которые придут, например, на территорию Республики Коми, будут полновластными хозяевами.
- Сегодня не стихают страсти вокруг сделки, которую заключило руководство республики с группой МДМ, создав управляющую компанию "Печоруголь", куда внесен пакет акций "Воркутауголь" и "Интауголь", принадлежащих региону. Для многих она стала неожиданностью.
- О том, какой компании я отдал предпочтение при передаче пакета акций в уставный фонд, мои заместители узнали за час до заседания правительства. Безусловно, главным претендентом на наш пакет акций была "Северсталь". Однако их интересовали только 4 миллиона тонн коксующегося угля, а сегодня объем добычи в Печорском угольном бассейне составляет 8-9 миллионов тонн. Если бы я отдал предпочтение этой компании, это означало бы, что пришлось бросить на произвол судьбы наших шахтеров. К тому же Интинский угольный бассейн "Северсталь" интересует весьма относительно.
Минимущество намеревалось получить за 60-процентный госпакет акций шахт всего в 700 тысяч долларов. Но за один металлолом, находящийся на шахтах, сегодня можно выручить в десять раз дороже. Мы же оценили свои 22% акций "Интаугля" выше, чем государство оценило свой 60-процентный госпакет. А ведь там всего две работающие шахты.
Накануне сделки началась грязная закулисная возня вокруг акций угольных предприятий - игра на занижение их стоимости, увеличение кредиторской задолженности, вывод основных фондов. К тому же покупатель начал перекрывать все наши усилия при помощи представителей Центра в составе совета директоров. Что я должен был делать в такой обстановке?
- В будущем году вам предстоит выдержать новое испытание. Я имею в виду бюджет 2003 года, который недавно принят депутатами Госсовета республики. В чем его особенности по сравнению с предыдущим?
- Мы впервые решили сделать бюджет честным и открытым. Но самое главное, мы утвердили для муниципальных образований доходную часть их бюджетов, не требуя с них сметы расходов. Это вызывает недоумение у многих наших местных руководителей.
Если же они хотя бы копейку заработают сверх утвержденного плана, мы не будем эти средства у них изымать, чтобы дать стимул к развитию.
- А какие приоритеты вы определили в расходовании средств республиканского бюджета?
- Одной из важных проблем, которой занимается правительство республики, - это дети Севера. На Севере сегодня практически не появляется на свет здоровых малышей. Федеральная программа "Дети Севера" существовала всегда, хотя суммы под нее выделялись смешные - 88 миллионов рублей на 27-28 территорий. Но на каждый миллион, вложенный из федерального бюджета, регионы добавляли от одного до трех миллионов.
Еще одна актуальная проблема - переселение северян. Сегодня идет процесс возвращения переселившихся северян обратно в республику.
- Вам досталось нелегкое наследство. Мне, например, рассказывали, что при прежнем руководителе были случаи, что люди, посмевшие высказать противоположную точку зрения, просто исчезали....
- Система страха, которая сложилась в республике при прежнем руководстве, продолжает действовать и сегодня. Поэтому то, что произошло год назад на выборах, оказалось закономерным явлением.
Так же и с коррупцией. Побороть ее очень непросто, потому что система формировалась десятилетиями. По разным оценкам, от 25 до 40% финансовых потоков республики изымались в личное обогащение небольшим кругом лиц. Я стараюсь перекрыть эти потоки, но, к моему великому сожалению, это оказывается не так уж просто. Например, из года в год одни и те же фирмы выигрывают конкурсы на поставку лекарственных средств. Мы видим, какое количество медикаментов бракуется, списывается, но других компаний в республике просто нет, или они к нам не доходят.
- И все же не жалеете, что стали главой республики?
- Около года назад в разговоре со мной один из российских губернаторов поинтересовался, пойду ли я на выборы главы Республики Коми. Когда услышал утвердительный ответ, сказал: "Мы-то повластвовали, а ты будешь пахать, как последний завхоз". А ведь он прав оказался.
"