"За последние пять лет через российскую таможню нелегально въехали тысячи новеньких иномарок, а казна потеряла сотни миллионов долларов.
Листая увесистые подшивки уголовных дел, понимаешь, каким раем стал для контрабандистов всех мастей город-герой Смоленск. Льготники — от летчиков-космонавтов до чернобыльцев-ликвидаторов — беспошлинно умудрились провезти через местную таможню сразу по десятку иномарок на брата. Делали это, конечно, не для себя — для хороших людей. И за хорошие деньги.
Цена «героизма»
Когда Герои Советского Союза на свои скромные пенсии стали покупать за границей «шестисотые», на смоленской таможне сразу просекли: дело темное. Ну ладно там Юрий Романенко — все-таки дважды Герой, космонавт. Ему и 13 приобретенных зараз иномарок вроде как не в тягость. Но ведь и скромные пенсионеры не отставали от покорителя звездных просторов ни на шаг.
Дело порой доходило до курьеза — иномарки покупали даже парализованные. А один Герой и вовсе не дожил до растаможки.
Побродив по квартирам героев-смолян, я убедился: большинству из них просто-напросто заплатили, хотя говорят они об этом неохотно.
— Дали мне немного долларов, я и согласился, — признался мне бывший летчик Иван Николаев. — Детям помочь было нужно.
Цена «героизма» оказалась сдельной и дифференцированной. Пенсионерам, как особо нуждающимся, платили в среднем не больше 100 долларов. Не бог весть какие деньги, но на лекарства хватало. У молодых Героев — «афганцев» и «чеченцев» запросы больше, поэтому и отстегивали им соответственно.
— Где-то в конце октября — начале ноября 1999 года, — вспоминает свою историю москвич Вадим Макаров, — ко мне обратился Макс (фамилии не помню), слушатель военной академии, в которой я в тот момент учился. Он попросил дать ему ксерокопию моего удостоверения Героя, чтобы льготно оформлять на границе товары. Обещал за это вознаграждение... Дважды, перед Новым годом и после, незнакомый офицер передавал мне конверты с деньгами, примерно по 26 тысяч рублей в каждом. Макс в то время был вроде как в Чечне...
Бизнес на Героях
Начался этот «бизнес на звездах» осенью 1999 года, когда, как шутят в транспортной прокуратуре, Смоленск из города-героя превратился в «город Героев». В считанные недели число граждан, носящих это высокое звание, выросло здесь с 8 до 123. Героев свозили в Смоленск со всей страны — из Москвы, Нальчика, Курска, а иногда даже и не свозили, а просто регистрировали на 45 суток по копиям документов. Некоторые из «новоселов» об этом перемещении даже не подозревали.
— Да я в Смоленске ни разу не был, — заверил меня Герой Альберт Чириков, москвич. А между тем в октябре 99-го он был зарегистрирован в Промышленном районе Смоленска и, если верить документам, на халяву провез через таможню с полдюжины «Фольксвагенов» и «Тойот».
— Схема аферы была такая, — разложила все по полочкам прокурор Смоленской транспортной прокуратуры Нина Васильева. — Неустановленные нами лица разными путями получали документы, удостоверяющие статус Героя, и с их помощью заверяли фальшивые доверенности в нотариальной конторе Вахрушина. А некие Бикелис и Кореньков писали заявления в таможню на беспошлинный ввоз иномарок, получали отказ и тут же обращались в районный суд. Суд, в свою очередь, подозрительно оперативно принимал решение об освобождении Героев от всех пошлин, и таможенникам оставалось только подчиниться.
Всего за четыре с небольшим месяца по сфабрикованным доверенностям Героев СССР и России через ворота складов временного хранения смоленской таможни промчалось 863 иномарки. Общий ущерб от халявы — порядка 30 миллионов баксов.
Сейчас в производстве областной прокуратуры — два «геройских» уголовных дела. По ним проходит девять человек, четверо из которых — нотариусы. Их обвиняют в контрабанде более 300 автомашин (сумма таможенных неплатежей — 262 миллиона рублей). Третье дело прокуратура уже выиграла. Этим летом Бикелиса, Вахрушина и Коренькова суд признал виновными по целому ряду статей, в том числе по ст.188 — контрабанда.
В логове «контрабандиста»
На злостного контрабандиста из авантюрных романов Алексей Бикелис оказался совсем не похож. Молодой — нет и тридцати. Одет просто, даже простовато. Живет с родителями в маленькой хибаре на окраине Смоленска. Дома — ни персидских ковров на стенах, ни стальных сейфов по углам. Сигнализации и той нет, поэтому недавно дом обокрали: вынесли самое ценное, что было — телевизор и видеомагнитофон.
А между тем, по данным транспортной прокуратуры, именно Бикелис вместе со своим напарником Андреем Кореньковым организовал ввоз в страну 99 «нулевых» (абсолютно новых. — Авт.) иномарок, не заплатив за их растаможку ни рубля. Общий ущерб, нанесенный государству, составил более 80 миллионов рублей. Правда, Заднепровский суд Смоленска эту цифру несколько снизил. По приговору от 19 июля сего года незадачливые контрабандисты должны вернуть в бюджет «лишь» около 43 миллионов. Вопрос только в том, где их взять. Формально Алексей нигде не работает, время от времени перегоняя на заказ автомобили из-за границы. На этой почве и познакомился три года назад со своими новыми «работодателями».
— Было это в 99-м году. На таможне ко мне подошли люди и предложили заработать, оформляя тачки. Обещали не обидеть, кто же откажется. Кто, сказать не могу: называли они себя только по именам, а документов я у них не проверял. В уголовном деле они так и проходят как «неустановленные личности». Но сказали, что приехали из Москвы.
Эти-то «москвичи» и подставили «честного смоленского перегонщика». По их указаниям он оформлял ввозимые в страну иномарки на Героев Советского Союза и России, которые в то время то ли пользовались льготным правом беспошлинной растаможки, то ли нет — в наших законах сам черт ногу сломит. Прокуратура решила, что нет, и теперь, по ее мнению, Бикелис должен не уплаченные вовремя пошлины вернуть в бюджет.
— Вины нашей ни в чем не было, — заверил меня парень. — Мы просто делали то, что нам говорили, причем делали по закону. И платили нам за это, кстати, копейки. Я сам, например, об иномарке даже не мечтаю — до сих пор езжу на стареньких «Жигулях».
Суд расценил иначе. За свое «трудолюбие» Бикелис и Кореньков получили по 6 лет условно, а нотариус Вячеслав Вахрушин, участвовавший в оформлении документов, отделался пятью с половиной тоже, впрочем, условных лет. Немного, но все трое недовольны и строчат жалобы во всевозможные инстанции, причем небезуспешно.
Недавно коллегия по уголовным делам областного суда уже отменила ту часть первоначального приговора, которая касалась денежных выплат. На подходе пересмотр и сроков наказания.
А судьи кто?
Внимание «великих комбинаторов» провинциальный Смоленск привлек еще и потому, что очень сговорчивой оказалась местная Фемида.
Закавыка в том, что в свое время Героев Союза и России освободили от уплаты всех пошлин, в том числе и таможенных. Потом эту льготу забрали, но как-то не слишком уверенно. Верховный суд просто разослал на места соответствующие письма. А поскольку письмо — документ всего лишь рекомендательный, в Смоленске, в отличие от прочих городов, им просто пренебрегли и подтвердили геройские льготы.
— Я считаю, Промышленный и другие районные суды не имели права выносить такие решения. Они неправильно трактовали закон. А когда коллегия областного суда признала решения незаконными и отменила их, все машины уже были растаможены и вывезены, — подытожила транспортный прокурор Нина Васильева.
О материальной заинтересованности служителей Фемиды публично никто не говорит — нет ни свидетелей, ни доказательств. Отказались прокомментировать свою позицию и в самом «героическом» Промышленном суде Смоленска, который в лице судей Ковалевой, Сидницкой, Разенкова и т.д. больше всего осчастливил бедных ветеранов...
— Все вопросы к тем, кто составляет законы. Мы их только трактуем, и любой из нас вправе иметь свое мнение.
Поправить это мнение смогла лишь областная прокуратура, и с февраля 2000 года спекуляции на Героях закончились.
«Чернобыльцы» сами просили отменить льготы
Схема Героев проработала недолго: с сентября 1999 по январь 2000 года. Но была она отнюдь не первой. Героев опередили «чернобыльцы», и преуспели они не только в Смоленске.
По закону 1992 года чернобыльские ликвидаторы освобождались от уплаты таможенных платежей на любой ввезенный в Россию товар. В том числе и на иномарки. В результате уже в 1994 году в страну через «чернобыльские» организации провезли 40 процентов импортных авто. Вскоре организации ликвидаторов, правда, прижали, но льгота для физических лиц осталась. Чем и воспользовались мафиози: с 1996 по 1999 год по документам «чернобыльцев» было оформлено более 15 тысяч иномарок.
Алгоритм аферы — тот же самый. Заявление в таможню (отказ) — жалоба в суд (удовлетворение). Многократный ввоз машин «чернобыльцы» объясняли в суде просто: цвет прошлой не понравился, пришлось ее продать. Судьи тоже не ударили лицом в грязь. К примеру, жалоба на действия таможни от некоего Попова была рассмотрена прямо в день ее подачи в суд города Сосновый Бор (Ленинградская область), причем таможня получила повестку о заседании на 3 дня раньше подачи жалобы. Смоленским радетелям закона до такой прозорливости еще расти и расти.
Но больше всего иномарок проходило все же через Смоленск и Брянск. Неслучайно один из инициаторов отмены «чернобыльских» льгот — депутат Олег Шенкарев представлял в Госдуме именно Брянскую область.
— Дело дошло до того, — рассказывает он, — что сами ликвидаторы требовали отмены этой льготы, потому что возникла угроза жизни этих людей и членов их семей. В западные районы приезжали крутые ребята (в основном из Москвы), находили, где живет ликвидатор, приходили к нему прямо домой и говорили: «Вот тебе реквизиты, дуй на таможню, растаможивай мне автомобиль по своей льготе, а если не будешь этим заниматься, то подумай о своей семье, своем здоровье».
19 апреля 1999 года соответствующая поправка к закону о льготах «чернобыльцам» была принята: пострадавшие от аварии и ликвидаторы лишились всех таможенных льгот. Уже через четыре месяца начала раскручиваться схема Героев, а спустя два месяца после того, как прикрыли и ее, взоры подпольных автомобильных воротил обратились к братской Республике Беларусь.
Иномарки покупали целыми селами
Соседняя Белоруссия оказалась для смоленской таможни той самой «черной дырой», в которую, точнее, из-за которой ухнули в неизвестные карманы невыплаченные пошлины за 826 дорогих иномарок. Все дело в том, что вплоть до прошлого года «белорусский коридор» оставался единственным, через который можно было беспошлинно и почти легально прикупить какой-нибудь «Субару» или «Ниссан».
В январе Таможенному союзу между Россией и Белоруссией стукнет уже семь лет. По обоюдному соглашению обе страны считаются единым таможенным пространством и граждане одной из стран могут абсолютно бесплатно проводить растаможку товаров в другой. При всем при этом единого таможенного тарифа не существует до сих пор, и в Белоруссии импортные пошлины на четырехколесных друзей в 10 раз меньше.
Все дальнейшее оказалось делом простой оргработы. Некий гражданин Белоруссии ввозил иномарку (как правило, новую) в свою страну, где затем продавал ее россиянину. Тот в свою очередь перегонял машину в Россию и от имени какого-нибудь «лоха» обращался в таможню по месту жительства с просьбой выдать паспорт транспортного средства (ПТС). Там ему настойчиво предлагали доплатить разницу между импортными пошлинами России и Белоруссии. Гражданин подавал иск в суд и (разумеется) одерживал верх.
Лафа прикрылась только год назад, когда российское правительство «уточнило», что беспошлинно в страну можно ввозить лишь товары, производимые в РБ. Однако казна уже недополучила десятки миллионов долларов.
— Сейчас нами возбуждено 10 уголовных дел по факту уклонения от уплаты таможенных платежей по белорусской схеме, — рассказали мне в смоленской транспортной прокуратуре. — Подозреваемых пока нет, зато свидетелей хоть отбавляй. Дело в том, что преступники справедливо боялись последующих взысканий, поэтому оформляли машины не на себя, а на доверчивых граждан, которые в тот момент нуждались в деньгах. Для удобства аферисты организовывали «покупку» иномарок целыми селами. Платили колхозникам за оформление машин на их имя от 100 до 1000 рублей. Это села Чекулино, Сметанино, Хохловка... А в самом Смоленске иномарки «закупило» чуть ли не все общежитие ДСК. Теперь плачут.
Общага миллионеров
Улица Смольянинова, где притаилась заветная общага «обладателей иномарок», на поверку оказалась мрачной промзоной. Вокруг только заводы да склады и ни души. А также ни электричества, ни попутного транспорта, ни даже дороги.
Общага оказалась старенькой полуразрушенной пятиэтажкой. У входа ни одной иномарки, только несколько отечественных металлических «гробиков на колесах». Внутри — ободранные стены и грязь.
— А где же вы иномарки свои держите? — поинтересовался я у Марины Осиповой и Ирины Шляхтовой.
— Да какие там иномарки! — всплеснула руками Марина. — Если б у нас такие деньжищи были, разве б мы в таких условиях жили? Дом-то у нас 30 лет без ремонта. Все протекает, продувает. А квартплата — больше 500 рублей. Каково при зарплате в тысячу?
— Как же вы умудрились на машины по 50 тысяч долларов наскрести?
— Да мы эти машины и в глаза не видели, — пояснила Ирина. — Где-то в августе 2000 года к нам в общежитие пришел молодой человек и всем желающим предложил заработать. Сказал, что зовут Олегом. Стильный такой, худощавый, весь в черном, сам черненький, симпатичный.
— Пообещал этот «симпатичный» за копии паспортов и роспись в пустом бланке по тысяче рублей, — вернулась к рассказу Марина. — Паспорта мы дали, на таможне расписались в каких-то бумажках, получили по тыще и свалили. А на днях вот это пришло.
Девушки достали присланные таможней «требования об уплате налогов и сборов». С Марины за «Хонду» требуют теперь «вернуть» 290.733 рубля и еще почти 200 тысяч — пени за двухлетнюю просрочку. Ирина влетела и того круче. «Мицубиси-Паджеро», о существовании которого она даже не слышала, «обошелся» ей в общей сложности почти в миллион. Это притом что сегодняшняя зарплата у Ирины — 800 «деревянных».
Живущая двумя этажами ниже Ольга Парихо тоже на жену миллионера не тянет. Ютится с семьей из четырех человек в маленькой восьмиметровке. Для детей в ней сколотили двухэтажную кровать, чтобы места меньше занимала.
Контрабанда «по закону»
Самое удивительное, что по большому счету контрабандой все эти схемы назвать нельзя, ведь контрабанда — это утаивание товаров от пошлин. А о каком утаивании здесь может идти речь, когда все открыто декларировалось и даже находило поддержку в суде. А если тогдашние законы предоставляли мошенникам лазейку — виновно в этом в первую очередь само государство.
Коли есть лазейка, всегда найдется желающий в нее протиснуться, хотя бы боком. По некоторым данным, за халявной растаможкой стоит одна из бывших псевдочернобыльских мафиозных организаций, которая раньше имела таможенные льготы и не захотела прекращать накатанный бизнес. «Коза ностра» эта, судя по всему, неслабая. По оперативным данным, московский центр собирает необходимую информацию и организует весь процесс. Резиденты на местах подбирают конкретных льготников и нанимают перегонщиков. Удобные судьи за небольшую мзду принимают нужные решения, а таможенные работники эти решения исполняют. Они, таможенники, конечно, могут заартачиться и с самого начала опротестовать спорные вердикты в порядке надзора, но почему-то держат тактичную паузу ценой в тысячу беспошлинных иномарок.
Задействованы в этой системе сотни людей. И все работают на полной самоокупаемости: чистая прибыль от льгот только с одной шикарной тачки — 30—40 тысяч долларов. А сколько их, родимых, было!
Реальная же прибыль — гораздо больше. Проследив судьбу «геройских» машин, следователи просто ахнули. Все иномарки поступали в престижные московские автосалоны, где цена на них взлетала до небес. И ничего, покупатели находились. Не Герои, конечно, но все равно люди авторитетные и уважаемые. На одной из таких тачек до сих пор, к примеру, разъезжает один из членов Совета Федерации, даже не подозревающий о «героическом» прошлом своего стального коня.
К настоящему моменту лазейки в законодательстве прикрыли. Причем сделали это просто, даже по-топорному. Начисто лишили льгот всех, даже дипломатов, не говоря уже о моряках дальнего плавания.
— Теперь путь неплательщикам через границу заказан, — заверяют на таможне.
Однако, порывшись в законах, одну небольшую прореху я все же узрел. Таможенные льготы, правда, единовременные, сохранились за беженцами и вынужденными переселенцами. Дело мафии за малым: получить доступ к базе миграционной службы, провести с потенциальными беженцами разъяснительную работу, договориться с судами и продолжать стричь купоны.
Только, видно, для мафии это уже слишком мелко. По последним данным, «великие комбинаторы» предпочли перейти на банальную уголовщину и переквалифицировались на конвейерный ввоз угнанных иномарок с перебитыми номерами. А это значит, что российская автомобильная преступность завязала тесную дружбу с заграничной братвой и вышла на новый уровень «работы»."