Целый ряд макроэкономических параметров совпадает с теми, что были накануне дефолта 1998 года
"Власти долго не хотели признавать, что экономика катится под уклон. В конце прошлой недели им пришлось все-таки выдавить из себя, что один из ключевых параметров провален. Первый зампред правления Центробанка Олег Вьюгин сообщил, что инфляция по итогам года превысит 15%.
В бюджете был заложен норматив 12-14%, в начале декабря правительство признавало, что уровень в 14% будет превышен, но несущественно. Однако инфляция больше 15% - это уже провал финансовой политики правительства.
И число таких провалов растет. Будущим летом Россия может оказаться на пороге нового финансового кризиса. Несмотря на бравурные рапорты, появляется все больше признаков ухудшения ситуации в экономике.
Уже целый ряд макроэкономических параметров совпадает с теми, что были накануне дефолта 1998 года. А отдельные показатели прямо говорят о нарастании кризисных явлений. Правительство рассуждает о благоприятных экономических итогах, но ситуация все больше напоминает брежневские времена, когда отчеты о достижениях народного хозяйства скрывали его надвигающийся развал.
В последнем квартале 2002 года российская промышленность впала в состояние ступора. Рост объемов производства прекратился. Единственными островками роста, обеспечивающими хотя бы нулевую динамику российской экономики, остаются экспортно-ориентированные отрасли - нефтегазовая промышленность, черная и цветная металлургия.
Объемы продукции, что производится сугубо для внутреннего потребления, не растут или даже падают. А значит, выросшие на 28% реальные денежные доходы населения (в сравнении с сентябрем 1998 года), о чем сообщала Валентина Матвиенко, - достаточно лукавое свидетельство социально-экономического развития. Потому что достижение "докризисного уровня жизни" населения обеспечивается, как и в 1997 году, за счет увеличения импортных поставок.
Российская экономика остается экономикой парадоксов. Денежная масса растет, а инвестиции сокращаются. Деньги есть, а вкладывать их некуда. Промышленность требует денег, но не может обеспечить их прирост.
Внешние кризисы - особая статья угроз. Зависимость страны от нефтяных цен максимальна. Любое снижение нефтяных котировок нанесет сильнейший удар по России. Если США начнут операцию в Ираке в феврале, то к концу весны они ее закончат. Значит, упадут цены на нефть. По времени эти внешние риски придутся на сроки пиковых выплат России по внешнему долгу.
Наконец, лето 2003 года - это время верстки нового бюджета, совпадающее с предвыборной кампанией в Государственную Думу. В предвыборный год не стоит ожидать сколь-нибудь серьезных экономических реформ, но стоит ожидать саботажа при принятии бюджета. Депутаты даже из прокремлевских фракций наверняка будут раскачивать лодку, чтобы собрать голоса на критике курса. Политический фон будет однозначно неблагоприятным для экономики и благоприятным для "вызывания" кризиса.
Сопоставив все эти негативные тенденции и тревожные ожидания, можно предположить, что кризисные проявления достигнут пика к концу лета - началу осени, сообщает RusEnergy."