Министр социальной защиты требует посадить на 15 суток 4,5 миллиона человек. За то, что они «находятся в трудной жизненной ситуации»
"По последним данным МВД, в России 4,5 миллиона бездомных. Вместо того чтобы служить, работать, получать пенсии и в конце концов голосовать, эти люди ведут образ жизни, «оскорбляющий человеческое достоинство и общественную нравственность». Или просто: 4,5 миллиона человек скитаются, попрошайничают, болеют и замерзают каждый день на улицах. Многих из них можно было бы реанимировать и привести в полноценное гражданское состояние. Увы, этого не происходит. Почему?
Вот именно об этом Владимир Путин и спросил осенью этого года нашего социального министра Александра Починка. Спросил, правда, как настоящий юрист: почему, мол, уважаемый Починок, вы до сих пор решаете проблему бездомных с помощью постановлений ЦК КПСС от 1970 года? Почему не даете мне на подпись современный, юридически грамотный, общественно-гуманный закон, который бы помог российским бомжам стать российскими гражданами?..
Ну и Починок поспешил.
И, надо сказать, как-то очень бездарно поспешил. На своем законопроекте Починок расписался не абы где, а напротив указанной должности — «Президент Российской Федерации».
Нет, конечно, каждый чиновник имеет право на ошибки (спешили все-таки). И ладно бы Починок подписался как президент России под прогрессивным законопроектом, достойным одобрения отца нации. Можно было бы просто пожурить за наглость и не наказывать больно за честолюбивую подпись — тут старик Фрейд виноват.
Но закон-то ведь… Настоящий рудимент с юридической точки зрения и мерзкий — с человеческой. Суть такова: десять лет назад, еще при Ельцине и Гайдаре, вышло постановление правительства о передаче приемников-распределителей из МВД в ведение Минсоцтруда. И десять лет Минсоцтруда страшно не хотело эти приемники забирать в собственность, потому что пришлось бы их переделывать в социальные центры помощи и адаптации бездомных. А чего их переделывать, если бездомные — это преступники, по которым тюрьма плачет.
Приблизительно так до сих пор рассуждают в министерстве СОЦИАЛЬНОЙ защиты, несмотря на то что каждый год читают статистику министерства карательного (по данным МВД, только 2,5 процента всех преступлений совершаются бездомными, остальные 97,5 — «домашними» гражданами. Соответственно только 5% бездомных после установления личности проходят по уголовным делам, остальным 95% требуются социальная поддержка и реабилитация).
Все эти 10 лет МВД призывает общественные организации помочь передать Минсоцтруда все 167 российских приемников-распределителей и официально благодарит общественников за поддержку в таком, как оказалось, нелегком деле. Два года назад даже Генпрокуратура признала, что сам факт существования приемников противоречит Конституции. Генпрокуратура присоединилась к МВД и настоятельно рекомендовала Минсоцтруда переделать приемники в центры социальной реабилитации «для оказания таким лицам (бездомным. — Е.М.) социальной, медицинской и иной помощи».
Наконец, в июле этого года вступил в силу новый Административный кодекс (КоАП). Там, между прочим, написано, что любое задержание человека более чем на три часа невозможно без санкции суда! В общем, с июля приемники-распределители только наполовину полные (пессимисты скажут: пустые, туда попадают только незаконные мигранты из стран ближнего и дальнего зарубежья).
Что предлагает Починок после путинского пинка? Во-первых, он, наконец, милостиво согласился-таки считать приемники-распределители «комплексными социальными центрами». То есть сменил ментовской термин на гуманитарный. «В пункте 10 статьи 11 (права милиции) слова «приемники-распределители» заменить словами «комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства». Слова заменить словами… Поэт, а не министр! Но! Но чтобы государственные мощности не простаивали, великий Починок предлагает сажать «лиц, находящихеся в трудной жизненной ситуации — без определенного места жительства», на 15 суток и «оказывать содействие… в направлении их в комплексные социальные центры и доставлять их (в принудительном порядке. — Е.М.) в указанные центры».
Вот он, Великий почин социального министра: присвоить ментам почетное звание «социального работника» — в том смысле, как его понимает Починок. «Бомжей — ментам» — девиз, который позволит Александру Петровичу просто-напросто умыть руки, в буквальном смысле не пачкая их грязной и недоходной работой.
А чтобы оправдать, почему людей нужно вдруг задерживать (нарушая Конституцию) на 15 суток, Починок предлагает ввести две новые статьи: за бродяжничество и попрошайничество.
Подобные статьи существовали в советском законодательстве. Тогда сажали на два года. Починок хочет посадить 4,5 миллиона бездомных всего лишь на 15 суток. За то, что у этих людей нет регистрации и нет возможности ее получить.
Ведь у нас по закону можно зарегистрироваться, только если есть жилье (по месту жительства — постоянно и по месту проживания — временно). Но это не про БЕЗдомных…
Даже в Римском праве было такое понятие: к неисполнимому не обязуют. Починок же хочет сажать людей за то, чего они, в принципе, не могут сделать.
Кроме пятнадцати суток, Починок считает приемлемыми и необходимыми следующие формы «социальной реабилитации»: предупреждение (крайне редко используемая форма правосудия), штраф от трех до пяти минимальных окладов (это с бомжей-то! — Е.М.), задержание на 48 часов всех лиц без регистрации до установления их личности.
Починок поздно стал министром. Его законы уже не для нашего тысячелетия. Хотя даже в 37-м у нас задерживали на 48 часов лиц… нарушивших государственную границу.
По нынешним временам нужны другие законы. Ну вот хотя бы такие: сажать на 15 суток министров, нарушающих границы здравого смысла.
Общественные организации, разбирающиеся в вопросе чуть лучше Минсоцтруда, давно создали рабочую группу в Государственной Думе (с представителями МВД, Минюста и проч. Приглашали и Минсоцтруда, но его сотрудники проигнорировали все заседания группы). И даже разработали свой законопроект, где предлагают ввести в существующий закон формулировку: «Регистрация по фактическому местопроживанию». Во многих регионах России, и, между прочим, в обеих столицах, чиновники так и действуют. В Санкт-Петербурге, например, давно работает ГОСУДАРСТВЕННЫЙ пункт учета бездомных, где им помогают оформить документы и регистрацию. В богатой Москве построены ночлежки на 1500 мест, где московским бомжам дают не только регистрацию, но и койко-место, еду и возможность трудоустроиться.
Этот проект закона, кстати, давно отослан с курьером в канцелярию Минсоцтруда. И оформлен со всеми положенными исходящими и входящими номерами. И где-то на полочке наверняка пылится…
Починок тем временем занимался законотворчеством сам. В результате — вторая неудачная попытка: два года назад Минсоцтруда уже пытался пропихнуть законопроект о бездомных. Результат этих неимоверных умственных потуг — крылатые выражения, уже ставшие фольклором. Как, например: «Бродяжничество — перемещение по Российской Федерации с целью удовлетворения первой нужды…». Тогда Минюст прислал экспертам, осмеявшим законопроект, благодарственное письмо: спасибо за гражданскую позицию и извините за беспокойство — проект отозван для доработки...
И вот — новый вариант закона. Он сделан в подобострастно короткие сроки (чуть ли не за два месяца), и 26 ноября уже лежал в правительстве. 12 декабря, в День Конституции, — у экспертов. Причина спешки понятна: 15 января Починок пойдет на ковер к президенту.
Экспертам больше не смешно, у одного из них даже разыгралась язва… Они говорят, что у этого закона — все шансы на настоящую подпись Путина.
Из-за праздников просто нет времени внимательно ознакомиться с проектом и выслушать претензии экспертов к нему.
Ведь формально Починок выполнил указание президента: предложил внести ма-а-ленькие поправочки в уже существующие законы. И поймет ли наш жесткий президент, что суть этих поправок — совершенно большевистская и людоедская, — еще, — очень большой вопрос…"