Действительно ли пропали тела захватчиков «Норд-Оста» Мовсара Бараева и Абу-Бакара или это часть «оперативной игры»?
"Было много громких слов о том, как поступят с телами Бараева и Абу-Бакара — главных террористов, захвативших заложников на Дубровке. Заявляли, что их не выдадут, похоронят не по традиции или обменяют, но исключительно на важные сведения о неизвестных подробностях и заказчиках теракта (что было бы действительно необходимо)...
Все эти разговоры не привлекли бы нашего внимания, если бы не одно странное обстоятельство: тела Бараева и Абу-Бакара пропали... В морг (номер есть в редакции) пытались вызвать экспертов, которые могли бы их опознать. Вызов мотивировали тем, что не могут найти трупы террористов, — то ли они затерялись среди других покойников и подвела маркировка, то ли просто исчезли.
Исполняющий обязанности заведующего моргом не подтвердил, но и не опроверг данную информацию. Сказал только, что не может общаться с журналистами на эту тему.
А нам непонятно, как можно ловить живых террористов, если не получается проконтролировать «передвижение» мертвых?
Мы много раз говорили о несогласованности действий наших силовиков. О том, что после операции по освобождению заложников неразберихи этой только прибавилось. Судя по всему, продолжается она и теперь — в «оперативных играх».
С вопросом, действительно ли потеряны тела Бараева и Абу-Бакара, мы обратились к силовикам. Никто из них не пожелал называть себя, но каждый утверждал, что все под контролем и вокруг пропавших террористов просто развернулись эти самые «оперативные игры», чтобы запутать следы, спрятать трупы и не дать возможности заинтересованным лицам их обнаружить, отбить или выкупить.
Допустим, это так. Но почему же правая рука прячет, а левая ищет и даже вызывает специалистов, чтобы опознать потерянных, как будто ФСБ, МВД и Минобороны не родные, российские, а принадлежат разным, причем враждующим странам?
Подобной неразберихи хватало и раньше, задолго до «Норд-Оста», когда террористы были живы и неплохо себя чувствовали. О Бараеве уже кое-что сказано: его дядя торговал людьми в Чечне и держал племянника в качестве кассира. После смерти дяди Бараев-младший унаследовал его банду, продолжил «семейный бизнес», а через некоторое время захватил заложников в Москве (вопрос о том, что привело не стремящегося умереть работорговца на путь демонстративного террора, остается открытым).
Об Абу-Бакаре мало что известно. Между тем история настоящего, реального лидера этой террористической группы была бы особенно важной. Здесь, собственно, и начинается путаница. С середины девяностых годов Абу-Бакаров, так или иначе попавших на заметку спецслужб, было трое. Жили они в Москве. И все были связаны с поставкой денег в Чечню. О первых двух нам кое-что удалось узнать.
Абу-Бакар № 1 в 1995—1996 гг. курировал пищевой и жилищный секторы известной гостиницы «Салют» и имел на этой почве постоянные стычки с солнцевской оргпреступной группой, контролировавшей казино «Тройка». В Абу-Бакара даже стреляли непосредственно в гостинице. Таким образом решил «устранить проблему» известный в Солнцеве человек — бывший сотрудник Главного разведывательного управления (ГРУ) Александр Ручка. Тогда же из криминальной среды спецслужбам поступила информация о том, что на техническом этаже гостиницы можно найти оружие и наркотики, которые, впрочем, там долго не задерживаются.
Известно было и то, что гостиничная «касса» выполняла роль «общака», из которого боевикам, воюющим в Чечне, уходит до пяти миллионов долларов в год. Информации было море, но прокуратура провела проверку и заключила, что факты не подтвердились. Замом директора гостиницы в те времена работал генерал-лейтенант КГБ.
Абу-Бакар № 2 в 1995—1996 гг. был близок к банковской сфере, а именно к корреспондентским отношениям банка «Стайл» и Новикомбанка. По агентурным данным, через этого Абу-Бакара проходили значительные средства, которые изначально направлялись на восстановление Чечни. Службу безопасности одного из банков курировал бывший сотрудник ГРУ.
О третьем Абу-Бакаре нам, увы, ничего не известно... Впрочем, не исключено, что само имя «Абу-Бакар» всего лишь подделка. Ведь оно появляется и в признательных показаниях террористов Крымшамхалова и Ботчаева, взявших на себя ответственность за подготовку терактов в Москве и Волгодонске в 1999 г. В этом документе («Новая газета», № 91 от 9 декабря 2002 г., материал «Гексогеновый след») они уверяют, что вербовали их на эту операцию весьма примечательные личности, одна из которых — некий Абу-Бакар.
Дело в том, что в 1993—1994 гг. можно было обрести любое имя, фамилию и регистрацию всего за 1700 долларов. Именно в те годы спецслужбы задержали сотрудников милиции и посредника из Подмосковья (некоего Константина Мешкова), поставивших схему подобной регистрации на поток. Кроме того, в чеченских оргпреступных группировках практиковали фиктивные браки с изменением реальной фамилии на фамилию жены...
Неразбериха заключается в том, что все эти ситуации (гостиничный «бизнес», прописка, смена фамилий и странные денежные операции) были на контроле у нескольких ведомств. Наблюдали за этим и в ФСК (ФСБ), и в МВД. А судя по тому, что то тут, то там время от времени всплывали бывшие сотрудники ГРУ, Главное разведывательное управление Генштаба тоже не оставалось в стороне и следило за событиями. Все они вели замысловатые и, по их мнению, очень серьезные «оперативные игры», работали с агентурой, внедрялись в бандитскую среду, собирали информацию, дозированно организовывали ее утечку...
Странно, что при таком количестве внимательных и профессиональных наблюдателей «черный нал» из России и даже из Москвы поступал и по-прежнему поступает боевикам (это признают сами представители силовых структур), а в Москве стали возможны взрывы жилых домов и захват заложников.
Недоумение и даже некоторые подозрения возникают у нас потому, что хаос, несогласованность действий и какие-то личные интересы очень удобно скрывать, ссылаясь на «оперативные игры».
— Если профессионал ведет игру, — просветили нас эксперты, бывшие, и весьма успешные, офицеры госбезопасности, — он должен знать в ней каждый нюанс и не выставлять дураками своих коллег или сотрудников родственных ведомств хотя бы потому, что игра эта имеет совершенно другие задачи.
И еще: не бывает «игры» ради игры, цель подобных мероприятий — обеспечение безопасности государства и граждан, борьба с терроризмом и преступностью. Цель эта, увы, не достигнута.
Зато появилась масса агентов, вышедших из-под контроля своих кураторов и усиленно развивающих преступный бизнес, прикрываясь прежними связями.
А что касается тел террористов, то в данной ситуации непонятно, для кого их «делают» пропавшими. Для широкой публики, для экспертов из конкурирующих силовых ведомств? Или тела действительно исчезли, поскольку кто-то воспользовался вечной неразберихой? Думаю, из-за странных «оперативных игр» мы этого никогда не узнаем.
P.S. В будущем году мы попытаемся выяснить: что же произошло с телом Абу-Бакара, какова судьба всех трех преступников, скрывавшихся под этим именем. А также расскажем вам о нескольких «двойных агентах», вышедших из-под контроля и успевших натворить множество бед.
"