"За год в России совершается 3 млн. преступлений. В 48 регионах России зарегистрирован рост преступности, в том числе и в Москве. Опросы ВЦИОМ показывают, что лишь один из каждых трех взрослых россиян чувствует себя в безопасности. Растет число квартирных краж (каждое десятое) и экономических преступлений (каждое шестое). Уличная преступность выросла за год на 7%, и на 1/4 увеличилось число грабежей и разбоев. В уходящем году около 700 тыс. преступлений остались нераскрытыми. А из раскрытых до суда доходит треть. Эксперты говорят о «криминальном взрыве».
Милицию сегодня не ругает только ленивый. Население – за то, «что страшно стало выходить на улицу». Средние и мелкие бизнесмены – за неспособность защитить от рэкета и налетов. Водители – за поборы на дорогах. Недавно на МВД «наехал» даже ближайший «родственник» – Генеральная прокуратура. Милицию обвиняют в том, что она занимается мелочовкой и пасует перед «крупняком». Все, в том числе и министр Б. Грызлов, говорят, что реформа назрела.
Хотя о ней говорят уже 10 лет. За эти годы в кресле министра успели побывать 6 человек (Баранников, Дунаев, Ерин, Куликов, Степашин, Рушайло). И каждый из них объявлял о грядущей реформе. Но получалась лишь ее имитация. Власть была слаба, а первый лидер России озабочен проблемой самосохранения. Трогать МВД он не решался. Главная забота – поставить во главе своего человека и дружить с ним.
Единственная попытка реформировать МВД при Б. Ельцине была предпринята С. Степашиным. Он инициировал президентский указ о создании (в порядке эксперимента) муниципальной милиции – своего рода службы «шерифов», столь знакомых нам по американским фильмам. «Инициатива Степашина встретила жесточайшее сопротивление его же собственных замов, генералы попросту «замылили» реформу в коридорах МВД», – говорит Михаил Краснов, один из авторов проекта реформы МВД, бывший помощник Б. Ельцина по правовым вопросам.
Реальные предпосылки для реформы возникли с приходом в Кремль В. Путина. При большой поддержке народа (по последним опросам – 87%) у него нет необходимости заигрывать с «лично преданными» генералами. Поэтому уже в начале 2000 года была создана рабочая группа по реформе.
Первым шагом стало назначение министром МВД гражданского Бориса Грызлова. Он публично поддержал новый идеологический принцип работы: отказ от надзора за гражданами в пользу их защиты и обеспечения законности. Более того, признал, что «советское государство часто само вело себя как преступник». Было покончено с подтасовкой статистики и сокрытием дел.
Об успехе реформ в министерстве говорят скупо, предпочитают говорить о правильной тенденции. До последнего времени борьба с преступностью велась «экстенсивными методами»: генералы МВД требовали все больше денег, следователей, милиционеров, спецподразделений, ужесточения законов и наказаний. Однако раздувание системы признано тупиковым направлением. За последние полтора года в центральном аппарате была проведена масштабная чистка. В высоких креслах сменилось более 200 генералов и полковников. Похоже, это уже дало результат: за 8 месяцев 2002 года число тяжких преступлений снизилось на 17%.
Однако сам министр считает, что радикального перелома в криминогенной ситуации можно добиться лишь «за счет подавления экономической базы организованной преступности и преодоления криминализированности экономики». Есть очевидная связь: чем больше экономики уходит в тень, тем выше преступность. Реально ли ожидать серьезных прорывов, если теневая экономика страны достигла 40-45%? "