"Намеченный на среду аукцион века по продаже 75-процентного пакета акций "Славнефти" закручивается в лихую интригу. Продажа компании, анонсированная правительством как самая честная сделка в истории приватизации, может либо не состояться, либо пройти в лучших российских традициях -- под заранее известного покупателя.
"Славнефть" является шестой по величине российской нефтяной компанией. В прошлом году объем ее добычи составил 14, 93 млн. тонн нефти. Из них 12,52 млн. тонн (83,7%) добыл "Мегионнефтегаз"; 1,4 млн. тонн -- "Варьеганнефть" (в настоящее время не входит в структуру компании), еще 1 млн. тонн добыли восемь мелких дочерних обществ. Помимо добывающих, в структуру компании входят два НПЗ в Ярославле (ЯНОС и завод им. Менделеева) и ряд сбытовых предприятий. 74,5% акций "Славнефти" принадлежит государству, 13% -- трастовому фонду, находящемуся в доверительном управлении ДКК, 10% недавно выкуплены структурами "Сибнефти" у правительства Белоруссии.
В среду 18 декабря в Москве продадут "Славнефть". Очень хочется верить, что продадут. Во-первых, потому что дальнейшее ее пребывание в статусе государственной компании чревато умножением всяких неприличностей вроде недавних захватов офиса конкурирующими директорами или имевшим место уводом активов. Во-вторых, потому что аукцион сильно поможет российскому бюджету, нуждающемуся в нескольких миллиардах долларов для успешной выплаты внешних долгов. И в-третьих, потому что продажа "Славнефти" была твердо обещана на международном уровне, а обещания хорошо бы выполнять.
Заявив в конце лета о намерении расстаться с контрольным пакетом "Славнефти", правительство сразу же анонсировало грядущий аукцион как беспрецедентно честный. В преддверии продажи чиновники из РФФИ проехались по нескольким странам с роуд-шоу, приглашая максимальное число инвесторов к участию. Несколько крупнейших корпораций мира обещали подумать. Российские думать не стали -- участвовать согласились почти все. Изначально о своей заинтересованности в "Славнефти" заявили "ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", ЮКОС, "Сибнефть". Впервые в истории российской приватизации на один актив собралось столько претендентов. Конкурс стали готовить в виде открытого аукциона. Участники, во избежание махинаций со стороны чиновников, лично должны были собраться в просторном зале и махать табличками, с каждым взмахом на $20 млн. удаляясь от определенной РФФИ стартовой цены в $1,7 млрд. Чтобы приобщить граждан страны к этому величавому действу, планировалась даже прямая видеотрансляция торгов.
Впрочем, намерения и участников, и чиновников несколько скорректировались, когда дело дошло до конкретики.
Один, совсем один
Самое конкретное желание купить "Славнефть" выказала подконтрольная Роману Абрамовичу компания "Сибнефть". Месторождения "Славнефти" ("Ноябрьскнефтегаз") граничат с владениями "Сибнефти" ("Мегионнефтегаз"), и синергетический эффект от приобретения для этой компании был бы действительно очень большим. Вместе с "ЛУКойлом" и ЮКОСом компания вошла бы в тройку лидеров отрасли (перепрыгнув туда с пятого места), и тогда можно было бы говорить о существенном увеличении ее рыночной капитализации. Для того чтобы достичь этого эффекта, "Сибнефть" предприняла определенные действия.
Обращаясь к истокам, следует вспомнить, что в начале 2000 года главой "Славнефти" был избран бывший вице-спикер Госдумы, основатель Ингушской свободной экономической зоны Михаил Гуцериев. Тогда ходили упорные слухи о том, что его избранию поспособствовали акционеры "Сибнефти". Михаил Сафарбекович слухи косвенно подтвердил, сделав трейдера "Сибнефти", компанию Runicom, основным экспортером сырья "Славнефти". Два года спустя Гуцериев попытался изменить стиль работы "Славнефти", назначив ответственными за финансы компании бывших менеджеров из подконтрольного сенатору от Тувы Сергею Пугачеву Межпромбанка. Тем не менее в результате этих действий кресел лишились и он сам, и его выдвиженцы, компанию же возглавил бывший топ-менеджер "Сибнефти" Юрий Суханов.
Помимо выдвижения своих людей на руководящие должности в "Славнефти", "Сибнефть" активно готовилась к приватизации с помощью консолидации акций компании. Год назад вместе со своим партнером ТНК и Михаилом Гуцериевым "Сибнефть" стала владелицей трастового фонда, в котором аккумулировано 13% акций "Славнефти" и блокирующий пакет ее "дочки", "Межрегионнефтегаза". Не так давно долю Гуцериева "Сибнефть" и ТНК выкупили.
За неделю до аукциона "Сибнефть" довела свой пакет до блокирующего, выкупив принадлежащую Белоруссии долю "Славнефти" в 10,83% за $207,5 млн.
Всеми этими действиями "Сибнефть" расчистила себе путь к победе. Во всяком случае, столь грамотная подготовка сильно расстроила ее российских конкурентов. Непосредственно перед аукционом от участия в нем один за другим отказались ЮКОС, "ЛУКойл" и "Сургутнефтегаз". Осталась ТНК, являющаяся в действительности не конкурентом, а партнером (помимо трастового фонда с акциями "Славнефти", "Сибнефти" с ТНК в совместном владении находится компания ОНАКО). ЮКОС объяснил отказ большим количеством других проектов. "ЛУКойл" мотивировал поступок не очень большой заинтересованностью в "Славнефти" (что правда, поскольку большую часть нефти гигант добывает в Западной Сибири, а в будущем рассчитывает добывать в Тимано-Печорской провинции и на Каспии) и тем, что "все равно не дадут".
"Сургутнефтегаз", пока что никак официально не прокомментировавший отказ, скорее всего, тоже думает о последней из вышеназванных причин. "Славнефть" "Сургутнефтегазу" реально нужна, поскольку компания рассматривает Восточную Сибирь как область своего стратегического интереса, и она готова была за нее много заплатить -- не увлекающаяся пустыми покупками компания имеет максимальные в отрасли свободные денежные ресурсы, составляющие, по оценкам аналитиков, $5 млрд. Тем не менее глава "Сургутнефтегаза" Владимир Богданов неоднократно заявлял, что он не хотел бы покупать активы со сложной структурой акционерного капитала, а в данном случае сложных отношений с миноритарным акционером "Славнефти" ("Сибнефтью") избежать было бы трудно.
Китайский след
Единственный и очень сильный конкурент "Сибнефти" пришел с Востока. Точнее -- из Китая. Государственная China National Petroleum Corporation (CNPC) официально объявила о своем желании участвовать в конкурсе после недавней поездки в Китай Владимира Путина. Впрочем, большой неожиданностью ее решение не должно было стать. До Путина в Китае побывали представители РФФИ, которые вели переговоры с CNPC именно об этом аукционе.
По идее, приобретение "Славнефти" CNPC могло бы быть очень выгодно России. Во-первых, компания способна дорого заплатить за интересующий ее актив. Финансовые показатели китайского монополиста таковы: выручка за I полугодие 2002 года $13 млрд., чистая прибыль -- $2,4 млрд. Эти показатели чуть-чуть превышают сумму доходов двух крупнейших российских нефтекомпаний -- "ЛУКойла" и ЮКОСа.
Помимо того, это приобретение может ускорить еще одно, очень важное для России дело. Вот уже два года ЮКОС ведет переговоры с Китаем о строительстве нефтепровода Ангарск--Дацин. Пока что окончательного решения по этому трубопроводу нет. В значительной степени его тормозила китайская сторона. В случае, если Китай обзаведется в Восточной Сибири собственной нефтью, проект обретет более реальные очертания -- к выгоде обеих сторон.
Тем не менее бурной радости по поводу прихода китайцев на аукцион замечено не было -- более того, в среде российских чиновников возникло смущение и сумбур.
Так, сразу после появления информации об участии CNPC Счетная палата заявила, что условия аукциона следует пересмотреть, поскольку стартовая цена занижена (раньше считалось, что цена для российских активов является рекордной). По информации "Профиля", у китайской компании возникли сложности с регистрацией в качестве участника аукциона: документы не принимали, а приняв, возможными способами через третьих лиц давали понять, что участие компании в аукционе нежелательно. В СМИ также просачивалась информация о том, что помимо Счетной палаты желание отменить аукцион выражали и высокопоставленные чиновники РФФИ.
На момент сдачи номера было не ясно, состоится аукцион или нет. Можно предположить, что отмена аукциона обернется довольно-таки крупным скандалом, во время которого опять заговорят о невозможности прихода иностранных инвестиций в Россию, об ужасном российском нефтяном лобби и коррумпированных российских чиновниках.
Хотя с другой стороны -- может, оно и к лучшему. Можно только догадываться, каких активов недосчитаются китайцы в купленной ими, например, "Славнефти", долгие годы проведшей под "государственным" управлением. Не исключено, что отмена аукциона имидж России испортит меньше, а чиновники, лоббирующие такой сценарий, действуют сугубо из патриотических чувств. "