"В МИНУВШИЕ выходные на одном из московских аэропортов совершил посадку самолет с ценным пассажиром на борту.
Долгожданной персоной был человек в наручниках и с плотной охраной. "Ценный груз" отвезли в Лефортово. Таким было возвращение на родину Юсуфа Крымшамхалова, 1966 года рождения, уроженца Ставропольского края, одного из организаторов и исполнителей взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске.
Теракты произошли осенью 1999 года, и с тех пор на разных уровнях представители российской прокуратуры и спецслужб неоднократно говорили, что российской власти принципиально важно заполучить исполнителей и организаторов взрывов именно живыми, чтобы судить их за страшные преступления принародно. Власть своего добилась спустя три года...
Дело N 103
Именно под таким номером было возбуждено в сентябре 1999 года уголовное дело по московским и волгодонским терактам. Участников и исполнителей, руководителей и хозяев виновных в трагедии следователи смогли назвать довольно быстро.
Группой тогда руководил и организовывал взрывы Ачемез Гочияев. Его портретами была заклеена вся Москва и почти вся Россия.
Взрывать в столице жилые дома ему помогали Юсуф Крымшамхалов, Хаким Абаев, Денис Сайтаков, Равиль Ахмяров. За два месяца до взрывов, в июле 1999 года, Ачемез Гочияев прибыл в первопрестольную. Его визит в Москву был разведкой. Гочияев общался с хозяевами московских складов на предмет размещения партии "сахара", искал транспорт, обследовал жилые дома, покупал необходимое оборудование.
В начале августа в Москву из Чечни Крымшамхалов, Деккушев и Батчаев привезли девять тонн взрывчатки. Но до этого смертоносный груз хранился в сарае одной женщины из поселка Мирный Ставропольского края. Потом груз находился на базе реализации хлебопродуктов в Кисловодске, спрятана взрывчатка была в арендованном "КамАЗе". Дальше на двух грузовиках "сахар" прибыл на территорию АТП "Курсовет", где шесть тонн переложили в большегрузный "Мерседес", а остальные три тонны вез сам Крымшамхалов.
К Москве груженая фура вышла 4 сентября. Автопоезд со взрывчаткой сопровождал еще один бандит на "Москвиче". 7 сентября "Мерседес" добрался до склада в доме N 70 на Краснодарской улице. Там была временная база. За два дня террористы смогли разгрузить взрывчатку и рассредоточить ее в трех других помещениях. Вечером, 8 сентября, был взорван дом на улице Гурьянова, 13-го - на Каширском шоссе. Третий дом подорвать не успели, и там "сахар" нашли уже спецслужбы.
Из столицы боевики сразу отбыли в Волгодонск. Здешнюю схему теракта следователи тоже установили до мелочей. "Работали" в Волгодонске Крымшамхалов, Деккушев и Батчаев. После взрыва все бандиты смогли уйти в Чечню. Доподлинно известно, что Хаттаб заплатил Гочияеву за "работу" премиальные в размере 500 тысяч долларов.
Выпускной бал провалился
Удача, как известно, окрыляет. Гочияев в Чечне сразу начинает готовить продолжение. Во вновь родившуюся группу боевиков вошел, во-первых, Крымшамхалов, уже как бывалый подрывник, и жители Карачаево-Черкессии - Байрамуков, Бастаевы, Туганбаев и Французов.
Готовились несколько месяцев. Учились смешивать в нужных пропорциях аммиачную селитру и алюминиевую пыль, собирать схемы "адских машин"... "Выпускной бал" был в феврале 2000 года. Группа новоиспеченных боевиков была поделена на две. Одну возглавил Гочияев, другую Крымшамхалов. В планах были взрывы в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Пятигорске, Санкт-Петербурге и Москве. Причем в Краснодаре и Ростове-на-Дону бандитами были выбраны два военных госпиталя, поезд Пятигорск-Москва, а в столице вновь жилые дома. А еще намечалась отправка 30 посылок со взрывчаткой по всей стране. Группы разными путями выдвинулись в центральную Россию.
На этот раз спецслужбы сработали как должно. В Ставропольском крае взяли почти всех. Ускользнули лишь Гочияев и Крымшамхалов. Летом 2001 года уголовное дело ушло в Ставропольский суд.
Их ждали долго
Когда средства массовой информации упрекали спецслужбы за нерасторопность в деле о взрывах, упреки звучали так: вы все знаете, а бандиты по-прежнему на свободе. На что заместитель руководителя Департамента ФСБ по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом генерал-лейтенант Владимир Козлов говорил: "Не все так просто. Следствие закончено, вышли на след почти всех организаторов и исполнителей... И если бандиты не сгинут в боях, то всех их переловят". Действительно, многих из тех, кто "засветился" в Москве и Волгодонске, российские власти смогли достать и осудить. Кто-то погиб в боях. Но главные фигуранты были пока на свободе.
В июне этого года начальник следственного отдела управления ФСБ по Ростовской области Евгений Проценко объявил, что Крымшамхалов, Деккушев и Батчаев скрываются в Панкисском ущелье Грузии и даже известен дом, где они проживают. Властям Грузии ушло ходатайство о выдаче.
Через месяц грузинские власти задержали и выдали России Деккушева. И вот к концу года задержали и передали российской стороне Крымшамхалова.
Впереди у Крымшамхалова следствие. Надеемся, не очень долгое: ведь все доказательства его вины были собраны еще два года назад."