" Российская Генпрокуратура проиграла спор с датским правосудием: Ахмед Закаев, которого российская сторона считает эмиссаром президента Ичкерии Аслана Масхадова, выпущен на свободу. Россия обещает судиться дальше и не оставлять Закаева в покое, в какой бы стране он ни находился.
Датские власти арестовали Ахмеда Закаева 30 октября по запросу российской Генпрокуратуры, которая обвиняет его по трем статьям Уголовного кодекса. В доказательство вины Закаева, чтобы получить разрешение на его экстрадицию, Генпрокуратура передала датчанам протоколы допросов свидетелей, которые были в плену на территории Чечни, и данные экспертиз по этим уголовным делам.
Суд Копенгагена должен был окончательно решить, выдавать ли Закаева, в четверг. А до того Министерство юстиции должно было определиться, возбуждать ли уголовное дело об экстрадиции. Вчера была озвучена его позиция: представленные доказательства вины Закаева недостаточны, а посему дело возбуждать не следует и обвиняемый должен быть освобожден. "Большая часть свидетельских показаний была записана российскими правоохранительными органами в октябре - ноябре нынешнего года, - рассказал "Ведомостям" Якоб Шарф, генеральный директор Министерства юстиции Дании по международным отношениям. - Речь в этих показаниях идет о событиях 1996 - 1999 гг. Мы сочли изложенные сведения не позволяющими недвусмысленно установить, кто и когда совершал описываемые акты, а также точно определить меру причастности Закаева".
В Генпрокуратуре возмущены: "По международным правилам мы вообще должны были предоставить только документы о том, в чем он обвиняется, санкцию на арест и постановление об объявлении в розыск, - заявил "Ведомостям" официальный представитель Генпрокуратуры Леонид Трошин. - Мы же учли датское законодательство и представили достаточную доказательную базу по нескольким эпизодам". Адвокат Павел Астахов, участвовавший в процессах по экстрадиции, с Трошиным не согласен: "Суд не рассматривает дело по существу, он только оценивает, достаточны предоставленные материалы для выдачи или нет". Вице-президент Фонда гражданских свобод, учрежденного Борисом Березовским (после ареста Закаева он заявил, что готов предоставить ему адвокатов) , Александр Гольдфарб напоминает, что все материалы по делу Закаева были засекречены по просьбе российской стороны, поэтому оценить достаточность или недостаточность представленных доказательств вины Закаева невозможно. А Сергей Караганов, замдиректора Института Европы РАН, полагает, что "у российской стороны было достаточно сведений, подтверждающих необходимость экстрадиции Закаева". "Но я не могу судить о том, в каком виде они переданы Дании, - говорит политолог. - Не один раз появлялась информация о неточном переводе и юридических зацепках".
Теперь, как заявили представители Генпрокуратуры, Россия потребует выдачи Закаева от любой страны, на территории которой он окажется. "На Дании свет клином не сошелся", - говорит Трошин.
Впрочем, для стран с прецедентной системой правосудия, по мнению Астахова, отказ Дании может являться достаточным основанием, чтобы в дальнейшем отказать в выдаче Закаева. А Гольдфарб обращает внимание на то, что "в процессах по экстрадиции суд [в том числе] решает, можно ли верить стране, которая требует выдачи, в том, что будет обеспечено справедливое разбирательство, что доказательства не сфабрикованы, что политические интересы не повлияют на правосудие". "Будь Закаев баском, его выдали бы Испании без разговоров, будь он курдом, его не выдали бы никогда", - говорит он."