"Действующие петербургские депутаты – а 49 из 50-ти сейчас пытаются вновь избраться в местный парламент – готовы терпеть критику и угрозу уголовного преследования, лишь бы не отказываться от своего права лично тратить деньги городского бюджета.
Система в становлении
История резервных фондов началась в 1995 году, когда их придумали нынешние спикер Совета Федерации Сергей Миронов и глава бюджетно-финансового комитета местного ЗакСа Сергей Никешин. Ситуация была проста – депутаты не хотели принимать сверстанный в Смольном бюджет 1996 года. Напомним, что в этом году Анатолий Собчак планировал переизбраться на пост губернатора. Предвыборный бюджет города был сверстан соответственно. А его непринятие больно бы ударило по исполнительной власти. Депутаты просто предложили мэру поделиться деньгами казны. Тогда был принят закон, согласно которому за расходование двух третей резервного фонда города отвечало Законодательное Собрание.
Технически это делалось и делается путем подачи депутатами поправок ко второму чтению бюджета Петербурга. Первые годы то, куда депутаты направляли эти резервные деньги, вызывало у наблюдателей или гомерический хохот, или недоумение: куда смотрят соответствующие органы? Тот же Сергей Никешин, как мы писали, прославился солидными бюджетными отчислениями на бодибилдинг и фитнесс, а также на строительство отеля в Испании. Депутат Ловягин, помнится, всех порадовал, отправив 75 млн. неденоминированных рублей на соревнования по дартсу (такое соревнование для завсегдатаев пивных, когда они дротики кидают в мишень) или 100 миллионов на служебное собаководство.
А депутат Никита Ананов заставил всех долго думать куда же ушли деньги (1,5 млрд. "старыми") направленные им на "программу активизации инвестиционного процесса через трансформацию сферы управления недвижимостью".
Очень быстро депутаты нашли сто и один способ осваивать бюджетные деньги так, чтобы казалось, что средства направлены на благое дело, а в реальности часть из них просто и со вкусом уходила в карман участникам процесса. Именно по подозрению в этом, напомним, весной 2002 года был арестован, но вскоре отпущен депутат Алексей Ковалев.
23 апреля этого года на Андреевском рынке Петербурга Ковалева, вышедшего купить продуктов, с санкции прокурора Петербурга Ивана Сыдорука арестовали сотрудники оперативно-розыскного бюро ГУ МВД РФ по СЗФО. По версии следствия, еще в 1996 году депутат получал некий процент от сумм, направляемых из его резервного фонда на реставрацию церквей и других памятников архитектуры. Алексей Ковалев пробыл в Крестах несколько дней. Сам депутат уверен, что это происки его врагов из Смольного.
В 1997 году нормы закона о резервных фондах депутатов были успешно оспорены в городском суде одним из адвокатов, но затем уже Верховный суд решение горсуда отменил. Дело дошло до последней инстанции протеста - президиума Верховного суда. Лишь после этого депутаты ЗакСа вынуждены были изменить бюджетные законы. Но "резервные фонды депутатов" исчезли только юридически. Фактически же вместо них появилась так называемая "коллективная поправка депутатов", которая точно также вносилась в бюджет во втором чтении. Сумма на всех была та же – 2% от расходов городского бюджета. А чтобы парламентариев не упрекнули в самовольной трате городских денег, они сами определили, куда их следует направлять: бюджетным организациям, на капремонт, общегородские мероприятия, чрезвычайные ситуации и т.д.
Во время выборов 1998 года несколько фракций выступили против резервных фондов. Однако их закон не был принят, при этом за него проголосовали только три народных избранника. В Законодательном собрании второго созыва аналогичный закон был вновь предложен к рассмотрению. Но и он 5 мая 1999 года отклонен. Как говорится, на нет и суда нет, рассудили депутаты от оппозиции и, как и все остальные, продолжили осваивать бюджетные средства.
Забавно, что когда в 2001 году губернатор, которого оппоненты всегда обвиняли в том, что с помощью поправок он манипулирует депутатами, приостановил финансирование, в общем скандале и возмущении произволом приняли участие самые либеральные депутаты. В частности, Леонид Романков, например, обратился к своим избирателям с призывом посодействовать разблокированию поправки, а в том, что деньги заморожены, обвинил почему-то депутата Госдумы Оксану Дмитриеву (которая и правда выступала с "критикой коллективной поправки, впрочем, как и сам Леонид Романков… в свое время). С такой же резкой критикой Оксаны Дмитриевой выступил и лидер "яблочников" Михаил Амосов: он упрекал г-жу Дмитриеву в политическом популизме, призывая "не разводить дмитриевщину с абсолютно неквалифицированными заявлениями по бюджетным вопросам".
Последние полтора года против депутатских поправок выступал прокурор города Иван Сыдорук, который отправлял в ЗакС протесты, указывая на то, что институт поправок – незаконный. Однако протестовал он как-то вяло, и депутаты попросту игнорировали возмущение прокуратуры, объясняя, что резервный фонд могут, так и быть, в очередной раз переименовать, но не отменить.
Наконец, в этом году уже губернатор Яковлев заявил, что не станет подписывать бюджет на 2003-й год, если там будут пресловутые поправки. Над городом нависла реальная угроза остаться на 300-летие без основного финансового документа. Однако даже это подвигло депутатов лишь на то, чтобы произвести очередную маскировочную операцию. В итоге бюджетно финансовый комитет ЗакСа вынес заключение: в обновленном варианте бюджета никаких "видовых признаков" коллективной поправки нет. "Вот, например, нужно дать описание хомяка, - объяснил глава комитета одной из центральных газет. - Для этого необходимо знать его характерные признаки: видовые, половые, первичные, вторичные. А где вы видите признаки поправки в проекте бюджета на 2003 год?"
Но она все равно есть, просто теперь называется поправкой бюджетно-финансового комитета и в том виде, в которой ее расписывают, непосвященный человек и правда никогда не догадается, какой депутат куда предложил направить свою долю казенных денег. Об этом теперь знает только председатель комитета, да еще несколько человек – и концов не найти. Впрочем, за годы существования фондов-поправок схема, по которой уходят бюджетные деньги депутатов, уже сложилась и предсказать, куда пойдут средства, несложно.
Предвыборный ресурс
На сегодня уже четко сформировалась система, по которой депутаты тратят бюджетные деньги. Значительная часть этих средств расписывается на их округ. Собственно, так и происходит постоянный четырехлетний подкуп избирателей. Каждый депутат выделяет деньги на ремонт лифтов, установку металлических дверей в подъездах, устройство детских площадок, помощь малоимущим и т.д. Деньги эти распределяются или через районные администрации или через отраслевые комитеты (если депутаты, как это произошло в Невском районе, поссорились с главой территориального управления).
Казалось бы, абсолютное благо совершают народные избранники – они помогают людям. Но тут-то и таится лукавство. Ведь что такое нормальная помощь одного человека другому человеку? Это если человек свои деньги, которые он заработал, выиграл или накопил тратит на другого, который живет хуже. Если какой-нибудь богач-мизантроп занимается благотворительностью, честь ему и хвала. Если банк выделяет сумму на операцию безнадежно больному ребенку – это замечательно, если какое-то предприятие берет шефство над детским домом – великолепно. Но суть одна – люди выделяют СВОИ деньги.
А депутат тратит деньги налогоплательщиков – то есть самих избирателей. Часть этих средств в виде откатов и завышенных смет народный избранник может оставить себе. Например, как Игорь Артемьев, выправивший для округа 900 скамеек, а потом заявивший, что это он их "установил". Другие депутаты ничтоже сумняшеся на эти средства покупают продуктовые наборы и раздают пенсионерам – самой активной части электората.
Список таких "благодеяний" бесконечен, железная дверь в подъезде, на которой написано "за счет депутата N", детская площадка "от депутата N" и т. д.
Дальше идет уже целевая работа – школы, детские сады, поликлиники, отделы милиции. Им дают на ремонт, на оборудование, еще на что-то. На выборах директора школ будут симпатизировать депутату, который их "проспонсировал", милиция не будет обращать внимание на его "шалости", военные училища обеспечат явку и правильное голосование курсантов. Общества инвалидов, ветеранов, жителей блокадного Ленинграда – все получают деньги, подарки и, разумеется, потом организуют своих активистов на голосование за благодетеля.
То же и с учреждениями культуры. Очень интересно изучить список кинотеатров и прочих площадок, которым помогают депутаты. Так например один депутат упорно из года в год "спонсирует" кинотеатр "Современник". Там же он обычно и проводит встречи с избирателями. Константин Серов от своих щедрот регулярно выделяет деньги театру "Буфф", в этом году выдал 500 тысяч рублей. Туда же выделил в этом году 300 тысяч Игорь Матвеев. Депутат Анатолий Панченко по чуть-чуть отсыпает ДК им. Цюрюпы. Депутат Ловягин в этом году выделил 350 тысяч ДК "Рыбацкий" (правда, деньги до них еще не дошли – но вот после выборов…) И так далее.
Еще одна культурная статья – периодическая печать. На ее поддержку депутаты не скупятся, ведь надо брата-журналиста (особенно бедного, районного) поддержать и приободрить. Вот, Леонид Романков и выделяет в этом году 510 тысяч рублей на господдержку периодической печати, а его коллега по СПС Михаил Бродский – 200 тысяч. А вице-спикер Тюльпанов выделил 400 тысяч своей районной администрации на подписку газеты "Петровский курьер" по Кировскому району. Правда, к ноябрю получено только 250 тысяч. Но это правильно - если "курьерские" ребята отработают нормально на выборах, то и оставшийся кусочек получат…
Получается крайне выгодно и удобно. Депутатам не нужно особо напрягаться перед выборами. Четыре года каждый из них по факту вел свою предвыборную кампанию. Каждая бабушка знает, что зубы ей вставили "за счет депутата", пенсионеры получили бесплатные лекарства – благодаря депутату, подарки на Новый Год детям – тоже от депутатских щедрот.
И что скажет депутат перед выборами? Смотрите, сколько я вам дал, хотите еще? Разумеется, все хотят. А то, что все это петербуржцы могли получить помимо депутата, без его участия, за счет того же бюджета – об этом никто не задумывается. Никто в Петербурге, похоже, не сознает, что депутаты попросту присваивают себе звание благодетелей без всякого на то основания.
Бюджет как персональный карман
Но еще хуже то, что отнюдь не все средства используются депутатами на поддержку (или подкуп – это уж кто как видит) жителей района. Во-первых, по нашей информации, повальным стало явление приписок, под которые бюджетные деньги уводятся налево. Например, по бумагам записано, что в округе депутата Бродского поставлен десяток железных дверей, очень хорошего качества. А в действительности все они простейшие однолистовые, да и к тому же выясняется, что больше половины из этих дверей уже были установлены, и деньги на них потрачены только на бумаге.
Деньги на ремонт жилого фонда выдаются дружественному Жилищному Управлению, глава которого заключает договора с опять-таки дружественными фирмами. А они, в свою очередь, в разы увеличивают стоимость работ (по слухам, такая система практикуется в одном из округов центра Петербурга). "Лишние" деньги во всех этих случаях растворяются в бездонных карманах заинтересованных распределителей.
А самая вкусная статья, но и самая опасная – это полный "увод" бюджетных средств налево. Именно эти "операции" депутатов зачастую сопровождаются скандалами и даже уголовными делами.
Об Алексее Ковалеве, который весной несколько дней посидел за решеткой из-за своих фондов, уже написано. Той же весной-летом разгорелся скандал вокруг поправок вице-спикера ЗС Константина Серова.
По его поправке и ходатайствам около 2, 5 млн бюджетных рублей ушли на счет Образовательной общественной организации инвалидов "Народная". Организация очень занятная – чем занимается, до конца не ясно, однако во главе ее значился брат вице-спикера.
Так вот, на эти деньги "Народная" якобы закупила оборудование для реабилитации инвалидов в специальном центре на улице Матюшенко, 12. Судя по бумагам, центр уже вовсю работал и принимал десятки посетителей. Но когда в начале этого года на объект пришли проверяющие, никакого Медицинского центра по указанному адресу они не обнаружили. Как тогда сообщалось, проверкой, проведенной сотрудниками комитета экономического развития, промышленной политики и торговли администрации Петербурга, было установлено, что деньги на счет "Народной" поступили в начале января 2002 года и вскоре были перечислены опять - некоему АОЗТ "ВАЗ" - в качестве платы за ремонт вышеупомянутого медицинского центра. Однако при посещении ревизорами заявленных в официальных документах адресов ни инвалидная организация "Народная", ни медицинский центр обнаружены не были.
К проверке подключилось Невское РУВД, но почему-то не обнаружило ничего криминального. Не депутатское это дело – возиться с финансовыми отчетами. Это дало основание самому Константину Серову объявить происходящее попыткой дискредитации его честного имени, мол, проверка была - но нарушений не обнаружила, и он еще найдет тех, кто решил бросить тень на его светлое имя.
Расслабиться вице-спикеру не дали. Прокуратура, ознакомившись с материалами, 21 мая отменила постановление РУВД об отказе, и вернула дело в ОБЭП на дополнительную проверку. Специально созванная комиссия под эгидой городского комитета финансов обнаружила перерасход (в соответствии с объемом выполненных работ) на 900 с лишним тысяч рублей. Но в возбуждении уголовного дела РУВД отказало и во второй раз. Прокурор района Сергей Погудин 16 августа второй раз отменил постановление, вернул дело в ОБЭП, и рекомендовал привлечь того оперуполномоченного, которому было поручено ведение дела, к дисциплинарной ответственности. Однако, в конечном счете, дело, судя по всему, заглохло. Более того, о чудо, в октябре Центр на улице Матюшенко открылся и сегодня, об этом с гордостью рассказывается в предвыборных агитках депутата, а тем, кто вспоминает историю начала года, рекомендуют обратиться к врачам этого центра. Про перерасход и исчезновение почти миллиона все подзабыли.
Ближе к осени разгорелся новый "поправочный" скандал вокруг депутата-яблочника Игоря Артемьева. Шум поднял главный нарушитель спокойствия в Петербурге – глава Контролльно-Счетной палаты Дмитрий Буренин. На одной из пресс-конференций он в очередной раз крайне резко высказался о депутатских поправках. Как он заметит позже в одном из своих интервью – "все депутаты могут складывать свои резервные фонды в рюкзачки и строиться в очередь в прокуратуру".
Так вот, в качестве примера нецелевого использования средств поправки Дмитрий Буренин как раз представил деятельность Игоря Артемьева, более того, повез журналистов показать, на что тратились бюджетные деньги, выделенные Артемьевым и еще двумя депутатами по их поправкам. Деньги были переданы ГУ "Молодежный дом" на создание спортивно-досугового центра на улице Железноводской 24-б. На его оборудование в 2002-м году было направлено 2 миллиона рублей из Администрации города, и 800 тысяч рублей по депутатской поправке Игоря Артемьева.
Досуговый центр оказался по сути трехэтажной элитным центром для отдыха - отнюдь не молодежного. На первом этаже расположена сауна (финского производства), бассейн, тренажерный зал, бильярдный стол за $4,5 тысячи. На втором этаже – кухня со стиральной машиной, комната отдыха, зал для переговоров на 16 мест. На третьем этаже шел ремонт помещений. Поняв, что дело нечисто, Артемьев еще летом начал упрашивать Буренина прервать проверку, но, несмотря на решение БФК об отмене проверки, Буренин ее не остановил и довел до конца. Проведение проверки сопровождалось звонками домой Буренину с угрозами.
После обнародования этой информации председатель КСП обратился в правоохранительные органы с заявлением, что его жизни угрожают со стороны депутата ЗС Игоря Артемьева.
Как позже рассказал Буренин одной из городских газет, "депутат Артемьев в декабре 2001 лично настаивал на проверке комитета по молодежной политике. Мы включили это в план работы. А когда проверка началась, спустя две недели он "передумал": стал требовать, чтобы ее прекратили. В ходе проверки мы обнаружили: именно через комитет по делам молодежи проходит большая часть денег по депутатским поправкам Артемьева. Что он имел в виду, требуя проверки, - загадка. Может быть, в декабре 2001 года его не устраивало, как осваивают "его" деньги, а потом комитет "исправился"?". К слову если изучить поправки господина Артемьева, то действительно получается, что ГУ "Дом Молодежи" для него самое ценное место в Петербурге. Он и на оборудование денег дает, и на ремонт, и даже на оплату охраны и покупку автомобилей. Вряд ли такая щедрость остается незамеченной благодарными работниками "Дома молодежи".
И это только громкие истории, а сколько их еще не предано огласке. Ведь даже несмотря на то, что сегодня у депутатов ограничен простор в расходовании средств коллективной поправки, почти у каждого можно найти весьма сомнительные статьи расходов. Только один пример. Уже упомянутый Михаил Бродский ежегодно выделяет немалые суммы на господдержку издательств, и что интересно, с началом депутатской деятельности его собственные книги (в соавторстве с сыном) выходят одна за другой…
Из нынешних депутатов лишь Александр Щелканов (который никогда не пользовался даже служебной машиной и казенным мобильным телефоном) не пожелал вновь переизбраться в Законодательное собрание, решив, что депутат не имеет права идти на третий срок. Остальные рассчитывают вернуться в свои кресла и продолжить благое дело по распределению бюджетных денег. Слава Богу, бюджет растет, а с ним растет и депутатский резервный фонд… точнее коллективная поправка… точнее поправка БФК…
Если нельзя, но очень надо…
Самое же интересное с поправкой депутатов приключилось накануне выборов. Дабы никто их не мог заподозрить в подкупе избирателей во время выборов, поступление денег по поправкам заморожено. Что разумно, в противном случае всех действующих депутатов можно было бы оптом снять с выборов.
Однако депутат же не может позволить, чтобы в самое горячее время "его" деньги не работали на него. Анализ коллективных поправок депутатов и поступающего городского законодательства со всей очевидностью говорит – деньги работают. Только на время выборов те депутаты, что договорились с районными властями, сделали ход конем. На конец октября приходится целый вал распоряжений районных глав о выделении средств из резервных фондов… глав районных администраций. Странным образом суммы, которые выделяются, и цели, на которые их направляют, совпадают с тем, что запланировано в коллективных поправках депутатов.
Тот же Виталий Калинин, например, в 2002-м выделил 600 тысяч рублей на почтовые ящики, деньги эти так и не были пока освоены. Ни копейки. Однако в 20-х числах октября из администрации Василеостровского района, где депутатствует глава "Народной партии" выходит распоряжение выделить из резервного фонда 600 тысяч рублей… на почтовые ящики. А у депутата Вадима Тюльпанова в начале ноября были развешены плакатики возле новеньких почтовых ящиков, сообщающие о том, что они висят в рамках его программы. Ничего, что из двух с половиной миллионов рублей, что депутат выделил на детские площадки, ящики и прочее не использовано ни копейки. И так по многим районам, где на счетах сохранились депутатские деньги. Так что если депутат сегодня на встрече с избирателями говорит, что ничего не может, деньги заморожены – то это очередное лукавство, ибо ничто не заставит депутата отказаться от процесса дележки бюджетного пирога. "