В США завершаются съемки скандального политического триллера "Раскручивая Бориса" - о президентских выборах в России в 1996 году. Все лавры за победу российской демократии американцы приписывают исключительно себе. В Москве столь вольная итерпретация событий новейшей отечественной истории вызывает недоумение, смешанное с иронией.
"Демократию опять спасла Америка. На этот раз - демократию российскую. Точнее, не вся Америка, а трое ее отважных парней, в 1996 году практически в одиночку вытянувших избирательную кампанию Бориса Ельцина... Кино, скажете? И в самом деле кино: новый остросюжетный и, не побоимся утверждать, скандальный фильм выйдет на экраны США уже в начале следующего года. Рабочее название - "Проект Ельцин", прокатный вариант - "Раскручивая Бориса".
Очередную вариацию на тему "хвост виляет собакой", блестяще отработанную в свое время Голливудом, можно было бы на законы жанра и списать. Если бы не одно но. Три главных героя ленты, сыгранные именитыми голливудскими актерами, - вовсе не вымысел. Их прототипы - ныне процветающие американские политтехнологи, которые на определенном этапе избирательной кампании действительно были приглашены в Москву в качестве консультантов. Самое любопытное, что "прототипы" (заметим, что об их реальном вкладе в избирательную кампанию ни в 1996-м, ни сейчас никто в России доброго слова не молвил) приняли самое живое участие в работе над картиной, обеспечивая ей, как они утверждают, "полную документальную достоверность"...
"Они отбросили коммунизм"
"Америка победила на выборах в России!" Первым эту идею сформулировал журнал "Тайм" еще в июле 1996 года по горячим следам президентских выборов в России, имея в виду решающую роль американских политконсультантов. Фильм "Раскручивая Бориса" (Spinning Boris) - на ту же тему. На роли консультантов приглашены известные голливудские актеры. Ричарда Дреснера будет играть Энтони ЛаПалья ("Клиент", "Человек-хамелеон"), Джорджа Гортона - Джефф Голдблум ("Парк Юрского периода", "День независимости"), а Джо Шумейта - Лив Шрайбер ("Крик"-2 и 3).
"Фильм основан на невероятной, но правдивой истории трех американцев, которые, будучи секретно привлечены к избирательной кампании Ельцина, изменили имидж российского президента и помогли убедить нацию отбросить коммунизм", - говорится в пресс-релизе картины. Сценарий написал американец русского происхождения Юрий Зельцер вместе со своей женой Кэри Бикли. Ставит фильм известный режиссер канадского происхождения Роджер Споттисвуд ("Под огнем", "Хиросима", "Любимец господа" и продолжение бондианы "Завтра не умрет никогда").
История "хождения из Калифорнии в Московию" вовсе не секретная. Идею "позвать варягов" якобы подал первый вице-премьер Олег Сосковец. По свидетельствам американской прессы, Сосковцу экспертов отрекомендовал бизнесмен из Сан-Франциско, бывший житель Белоруссии Феликс Брайнин. Его сын Алан, свободно владеющий и русским, и английским, также был включен в группу. Известно, что американцы-консультанты прибыли в Москву в феврале 1996 года. Их поселили в "Президент-отеле", где располагался избирательный штаб Ельцина. К "самому" их не допускали - общались они лишь с Татьяной Дьяченко. По версии авторов фильма, именно эти "янки при дворе царя Бориса" своими советами и принесли Ельцину победу над рвавшимся к власти Зюгановым.
От замысла - к фильму
Когда "Итоги" попытались добраться до режиссера, сценаристов и актеров фильма "Раскручивая Бориса", пресс-агент проекта Лиза Шамата деликатно, но "безвариантно" посоветовала задать вопросы продюсерам Джону Моррису и Эндрю Лихту (кроме них, в продюсерской команде числится еще Джеффри Мюллер). Моррис - австралиец, проработавший всю жизнь на телевидении, Лихт окончил школу кино и ТВ в Калифорнии, как продюсер работал на "Кабельщике" с Джимом Кэрри и "Водном мире" с Кевином Костнером. Не самые удачные ленты, но первоэкранные.
Как рассказал "Итогам" Джон Моррис, проект начал обретать плоть и кровь, когда ему удалось дозвониться до троицы консультантов, только что вернувшихся из России. Ельцин победил, и каждый из "раскрутчиков" спешил вписать этот триумф золотыми буквами в свое рабочее резюме. Моррис хорошо знал всех троих, и ему не составило большого труда уговорить их поддержать идею будущего фильма.
Сегодня Моррис и Лихт говорят, что главным информационным источником сценария стали мемуары Бориса Ельцина "Полуночные дневники" (Midnight Diaries), вышедшие в нью-йоркском издательстве Public Affaires осенью 2000 года. Но при этом, по их словам, вовсю использовалась и конфиденциальная информация, почерпнутая от консультантов и из бесед с российскими участниками предвыборного марафона.
- Согласно вашей версии, каковы предпосылки победы Ельцина в 1996 году? - вопрос "Итогов" Джону Моррису.
- Есть несколько аспектов, работавших на успех кампании. Во-первых, сам кандидат, его харизма и готовность трудиться на благо имиджа. Во-вторых, уровень компетентности главных политических советников. В-третьих, уровень политических консультантов. Ельцин больше всего доверял дочери. С Татьяной у консультантов-американцев сложились необычайно теплые отношения. В нашем фильме мы показываем их практический вклад в победу Ельцина.
- И что эдакого изобрели заморские консультанты?
- (Загибает пальцы.) Регулярное зондирование общественного мнения, фокусные группы, негативная реклама, то есть прямая атака на позиции оппонента, в данном случае Зюганова. Уговорили Ельцина подписать указ о частной собственности на землю ("О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 года. - "Итоги"), чаще выходить в народ, представая перед публикой общительным и улыбчивым "отцом нации".
- И зачем, по вашей версии, все это было нужно Америке?
- Вы должны помнить, что в феврале 1996 года, когда в Москву приехали американские консультанты, Зюганов поехал в Давос. Запад воспринял демарш лидера компартии однозначно - он-то и станет следующим президентом России. Внимательно изучив его планы сворачивания приватизации и национализации банков, энергетики, удушения политических свобод, Запад решил: уж лучше беспокойный реформатор Ельцин, чем спокойный Зюганов, тянущий Россию в коммунистическое прошлое.
Никакой бондовщины
Продюсеры встречались с несколькими кандидатами в режиссеры, но выбрали именно Споттисвуда, известного своими политическими триллерами. Размышляя о специфике материала и его подаче, продюсеры вместе с режиссером пришли к жанру docu drama, основанной на фактах. Решили: никаких сатирических обличений, никакой бондовщины.
Фильм снимали в Торонто. В здании бывшей гостиницы построили декорацию интерьеров московского "Президент-отеля", а потом добавили документальный "футедж", снятый в Москве и заимствованный у хроникеров. Кремль будет визуализирован с помощью компьютерной анимации. Пресловутой русской клюквы продюсеры стремились избежать, потому привлекли двух российских консультантов по аутентичности городской среды и психологии поведения (имена последних почему-то скрывают), а также инструктора по диалогу.
Не без гордости Моррис говорит, что они получили доступ к служебным документам избирательного штаба Ельцина. Каким образом? По его словам, "ближний круг" подсобил. "За деньги или за спасибо?" Продюсер уходит от ответа.
Кто играет Ельцина? Сам Ельцин! Создатели здраво рассудили, что отыскать актерский аналог столь колоритной фигуре невозможно, а потому решили вмонтировать в фильм кадры кинохроники. Кстати, и Зюганов тоже представлен "документально".
Роль Татьяны Дьяченко сыграла Светлана Ефремова, бывшая актриса ленинградского ТЮЗа, живущая с 1990 года в США. Не слыхали? Не мудрено, имя для Голливуда новое, но в последние месяцы замелькавшее. Выпускница школы драматического искусства Йельского университета, она много работала в американских театрах. Сыграла в нескольких популярных телесериалах. В боевике "К-19" с Харрисоном Фордом воплотила жену командира субмарины, но, увы, все пять сцен с ее участием вырезали при окончательном монтаже. Недавно мелькнула в эпизоде душещипательной мелодрамы "Белый олеандр" с Мишель Пфайффер. А вскоре увидим ее в триллере Джоэла Шумахера "Телефонная будка" про убийцу-психопата (выпуск в прокат отложили из-за истории с вашингтонским снайпером). В неголливудском, то есть независимом фильме "Гостиничный вестибюль" у нее главная роль. Помимо работы в театре, на ТВ и в кино Светлана Ефремова преподает актерское мастерство в калифорнийском университете в Фуллертоне. "Фантастическая актриса!" - восторгается Лихт.
"Я хотела показать процесс интеллектуального роста Дьяченко, - рассказала "Итогам" Светлана. - Поначалу моя героиня скромная, даже застенчивая. Болезненно воспринимает критику в адрес отца. Но слушает умных людей, быстро все схватывает, растет на глазах. И к концу начинает рулить, превращается в настоящего политика. Да и по-английски шпарит так, что американцы обалдевают". Светлана в полном восторге от главной актерской троицы: "Они относились ко мне как к богине - без преувеличения!"
Второстепенных русских персонажей (большинство фамилий реальных действующих лиц изменено) играют только русские актеры, что должно добавить достоверности. Русские друг с другом говорят по-русски, американцы - по-английски, когда же общаются между собой, то в кадре возникает переводчик.
Все как в кино?
"Итоги" дозвонились до одного из героев ленты - политтехнолога Дика Дреснера. Его, кстати, после той командировки в Москву провозгласили "международным консультантом года". Ныне президент консультационной фирмы "Дреснер, Уикерс энд эссошиэйтс" со штаб-квартирой в Сан-Франциско - один из самых влиятельных знатоков политического закулисья.
- Не завышаете ли вы свой вклад в события, описываемые в фильме?
- Я считаю его очень весомым, мы провели в России шесть месяцев, работали напряженно и продуктивно. Понимаете, русских смущает сам факт привлечения западных экспертов, и они делают все, чтобы принизить нашу роль.
- В российской избирательной кампании была своя специфика?
- М-да, тяжелый вопросЙ Это совершенно иная культура, укорененная в русской истории и русском сознании. Есть, конечно, и общие тактические приемы, скажем, телевизионные агитационные ролики, в которых кандидат излагает ключевые пункты своей программы.
- Что больше всего запомнилось из московской командировки?
- Я изучал русскую историю в колледже и аспирантуре Колумбийского университета. До приезда в Россию знал уже довольно много. Но, конечно, увидеть своими глазами красавицу Москву, прогуляться по Невскому проспекту в Петербурге - это было потрясающе. Но самый поразительный факт: в марте 1996 года в ельцинском штабе всерьез рассматривался вариант отмены выборов...
Сумму, которую заплатили приглашенным консультантам (четверть миллиона долларов на всех), Дреснер называет "смехотворной": "Но мы понимали всю историческую важность нашей миссии и потому работали практически даром".
Все как в жизни?
А как оценивают вклад американских консультантов российские участники президентского марафона? За комментарием "Итоги" обратились к Людмиле Пихоя, возглавлявшей группу президентских спичрайтеров (ныне - вице-президенту Импэксбанка). Ведь она, по идее, должна была общаться с американцами чуть ли не ежедневно.
- Людмила Григорьевна, в 1996 году вы работали и в первом (во главе с Сосковцом), и во втором (во главе с Чубайсом) избирательных штабах Бориса Ельцина. Ощущалось ли влияние американских специалистов на ход работы штаба?
- Если говорить о работе спичрайтеров, то практически нет. Во всяком случае, за все время той предвыборной кампании мы не получили ни одного авторского документа от американской группы.
- По американской версии, именно они предложили проводить зондирование общественного мнения, вести негативную рекламу конкурента и даже якобы уговорили Ельцина подписать указ о частной собственности на землю. Так ли это?
- Не исключаю, что такие предложения высказывались американцами, но для российских избирательных кампаний они, мягко говоря, не были откровением. Подобные акции осуществляет большинство наших PR-фирм, предлагающих свои услуги на выборах. Что касается частной собственности на землю, то далеко не эта идея определила исход выборов. Россия 1996 года сильно отличалась от России 1917 года, когда лозунг "Земля крестьянам!" мог определить исход политического процесса. Обратитесь хотя бы к данным социологических исследований - земельный вопрос не был в числе первых по значимости для населения. Задержки зарплат и пенсий, преступность, война в ЧечнеЙ но не земля.
- Себе же американцы приписывают и такой традиционный предвыборный ход, как поездки кандидата в президенты по стране. Если инициатива принадлежит им, то в первую очередь это должно было сказаться на работе спичрайтеров...
- Именно традиционный предвыборный ход. Поэтому неуместно говорить об инициативе, а тем более о ее авторстве. Что касается планирования поездок, того, что называется графиком, то роль американцев в этой работе просто не могла быть существенной. Они не чувствовали ситуации, не знали России "изнутри".
- Имидж "отца нации", если верить американцам, тоже их изобретение. Как вообще решался вопрос имиджа?
- Доминирующим образом всей избирательной кампании был не образ "патриарха", а образ сильного и динамичного лидера страны. Главное же имиджевое отличие кампании-96 - созидательный контекст. Не борьба с коммунистической системой, а строительство новой России, новой, благополучной жизни людей и как сопутствующая тема - нейтрализация угроз созиданию (коммунистический реванш и т. д.). Случались и искусственные вкрапления - "свой парень", "хороший семьянин". Вспоминается один из последних предвыборных митингов, когда в американском духе на площадку вместе с Ельциным вышло все его большое семейство с дочерьми и внуками. Но не думаю, что именно такие находки предопределили исход выборов.
- Получали ли вы какие-либо поручения непосредственно от Татьяны Дьяченко?
- Скорее это были не поручения, а нарастающее участие в подготовке текстов в последние недели предвыборной кампании.
- Какой резонанс вызовет фильм "Раскручивая Бориса", если он будет показан в России?
- Не думаю, что значительный. Тема фильма сегодня в нашей стране не так актуальна, а мифы, которыми грешат практически все американские картины о России, достаточно примитивны...
Лента "Раскручивая Бориса" выйдет на экраны в начале будущего года. Как зло сострил американский коллега-журналист, теперь на очереди проект "Раскручивая Пиночета" - о том, как героические американцы помогли спасти демократию в Чили.
Что ж, сегодня в Америке вновь возникла потребнось в героике и патриотизме. А что может быть свежее и патриотичнее старого доброго национального лозунга: Америка - родина демократии. Раз и навсегда... "