"Когда музыканты крадут у коллег ноты, они редко краснеют. И правда, почему бы не позаимствовать удачную мелодию, когда уверен: в результате получишь заведомый хит. Когда до общественности дойдет, что мелодию ты просто спер у коллеги, будет уже поздно: ротация трека поставлена на колеса, да и рейтинг немаленький. Иногда даже повыше, чем у оригинала.
И когда та самая общественность попытается заставить исполнителя краснеть, у того всегда найдется отговорка – нот в мире только семь.
Если вы считаете, что воровать музыку в России стали только после того, как передумали строить коммунизм, вы ошибаетесь.
Вся советская музыка ударно грешила плагиатом. Например, знаменитый марш «Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц» был заимствован из патриотического гимна, популярного в фашистской Германии. А «Песня про юного барабанщика» («Средь нас был юный барабанщик»), как, впрочем, и «Взвейтесь кострами, синие ночи» имели свои прототипы среди маршей, модных у немецких коммунистов Баварской республики.
Другой комсомольский шлягер, призванный поднимать народный дух и укреплять национальное самосознание — «Орленок, орленок, взлети выше солнца», — калька старинной французской песни XIX века с тем же названием. Только вот посвящена она была не безвестному комсомольцу-партизану, а сыну знаменитого императора Наполеона Бонапарта.
Когда на свет только появился гимн СССР и в тексте еще были слова: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил», никто не осмелился обратить внимание на то, что музыкальный ряд главного трека страны тоже был, мягко говоря, позаимствован у старших музыкальных талантов. Об этом вспомнили только тогда, когда уж было умерший патриотический звукоряд попытался «откачать» Владимир Путин.
Сначала Александрова заподозрили в том, что он обокрал Роберта Шумана, но при детальном рассмотрении выяснилось: все было патриотичнее. Александров воспользовался музыкальной темой русского «классика второго ряда» Василия Калинникова. Гимн СССР сильно напоминает его музыкальное произведение «Былины», написанное в 1872 году.
К семидесятым–восьмидесятым годам ХХ века, когда советская эстрада окончательно обросла собственными традициями, появилась склонность к музыкальным кражам у отечественных старших товарищей. За образцы брали забытые отечественные мелодии 30-х годов. Так, знаменитый «Мишка», по мнению многих пожилых людей, сильно напоминает пионерскую песню их молодости «Улетают герои-пилоты».
Впрочем, у зарубежных коллег тоже «перенимали опыт». Шлягер Леонтьева и Вайкуле «Вернисаж» подчистую списан у Хулио Иглесиаса. А «Бессонница» Аллы Пугачевой — с песни «The Beatles» «Eleanor rigbi».
Заимствование музыкальных идей – не только попсовый удел. Махровые рокеры вроде БГ тоже делали это.
История о том, что в основу песни «Под небом голубым» легла популярная итальянская средневековая мелодия, известна многим. Но вот о том, что звуковой ряд произведения гуру «Янтарная коза, тростник и лоза» ранее встречался у «Velvet underground», а мотив «Сидя на красивом холме» принадлежит «The Beatles» («The fool on the hill»), почти никто не знает.
Другой известный рокер Константин Кинчев позаимствовал свой «Театр теней» из творчества группы «The cure». В чем, впрочем, не стесняется признаваться. У рокеров вообще размытые понятия о музыкальном плагиате. Рок-культура изначально формировалась как «братский интернационал», поэтому при следовании общей идее авторство не имело значения.
Тем не менее закон об авторском праве все же существует. А согласно ему «при публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения» (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения. (II.13.3, «Закон об авторском праве»). Надо думать, ни «Beatles», ни «Cure» денег никто не предлагал.
В программных хитах современного российского шоу-бизнеса последних лет, пожалуй, можно найти больше примеров музыкального плагиата, чем во всех произведениях советской эстрады и рока, вместе взятых. Можно долго рассуждать о том, что сюжет клипа «Frozen» Мадонна нагло сперла у отечественной певицы Линды («Ворона»), все равно это будет скорее исключение, чем правило. Возмущенными анализами краж звукорядов напичкан весь интернет. Мы изучили множество сайтов, посвященных плагиату, и обнаружили наиболее основательный: www.djsound.ru. На данном кусочке виртуального пространства интересующийся музыкант DJ Василич (в миру носящий фамилию Статуев) создал целый список ворованных мелодий, куда попали самые звездные представители отечественного шоу-бизнеса. Причем крадут не только у западных коллег — и своими не гнушаются. Странно, как не боятся, — оригиналы достаточно известны.
Шлягер «Лишь о тебе мечтая» группа «Руки вверх» позаимствовала у Александры Пахмутовой — «Я не могу иначе», третий куплет хита Ляписа Трубецкого «В платье белом» списан со шлягера Преснякова и группы «Рондо» («Я буду помнить»), а припев песни группы «Дюна» «Борька-бабник» — у Софии Ротару («Меланхолия»).
Впрочем, западные популярные произведения тоже пользуются спросом у музыкальных жуликов. Канувшая в никуда группа «Мечтать» слизала звукоряд своей звездной песни «Летчик» со знаменитой «Шизгары», Газманов-младший отбил свою «Люси» у «Pet shop boys». Не только музыку — еще и слова припева оставил.
Более модные рок-попсовые исполнители, соответственно, передирают звуковую дорожку у более продвинутых западных коллег. «Маша и медведи», не краснея, «списывают» «Любочку» с одного из самых известных хитов «Radiohead» — «Creep», а Земфира — у популярного трип-хоп-проекта «Portishead» — мелодию к песне «Не пошлое», у менее известного бэнда «Lighting seeds» — аранжировку к песне «Искала», а проигрыш из «Трафика» — так и вообще у «Led Zeppelin».
Отличилась даже любимая группа нашего президента «Любэ». Аранжировку песни «Мужики» они позаимствовали у «Pink floid» («Аnother brick in the wall»). Мелодия той же песни – замедленный вариант советского шлягера «И вновь продолжается бой». А это уже достаточно патриотично. (Отныне подобные явления мы будем отслеживать регулярно).