"Построенный в середине 60-ых годов прошлого века "во глубине сибирских руд", в 30 километрах от "столицы Сибири", новосибирский Академгородок всегда отличала обособленность от "города" - так здесь называют остальную часть Новосибирска. Отдельное "снабжение", - причина для паломничества новосибирцев за продуктами в Академгородок, свободомыслие в известных рамках, дававшее благодатную почву для самых разных несоветских идей – от либерализма до антисемитизма (кстати, газета "Память" одноименного движения выходит в Академе до сих пор), элитарность и рафинированная советская интеллигентность – вот характерные черты этого некогда почти закрытого района.
Однако времена меняются – свобода слова, если не сказать вакханалия, стала доступна не только для научных центров, "снабжение" отменили, престижность научной работы исчезла, а интеллигентность вышла из моды. Однако сами интеллигенты остались. Осталась и свойственная иным интеллигентам склонность критиковать других, лояльно относясь к собственным недостаткам. Остались и демократические традиции, обогатившиеся за последнее время таким "родимым пятном демократии", как политические технологии.
27 ноября в расположенном в Академгородке Новосибирском государственном университете состоятся очередные выборы ректора. Конференция в составе 343-х участников определит, кто будет возглавлять НГУ следующие 5 лет – нынешний ректор Николай Диканский или его соперник, руководитель одного из институтов Александр Марчук. Между тем, такого накала предвыборных страстей НГУ, превратившийся в "инкубатор" политических технологий, в своей истории еще не видел. У каждого кандидата есть свой собственный штаб, свои политтехнологи, свои газеты, интернет-СМИ и лояльные даже радиостанции. Благо, что добрая половина новосибирских журналистов и пиарщиков когда-то училась в университете.
Самый Диканский ректор
Самый громкий предвыборный скандал связан с приездом в НГУ за две недели до выборов министра образования РФ Владимира Филиппова. Ректорат отрицает предвыборные цели визита Филиппова – в самом деле, в поддержку одного из кандидатов Филиппов не выступал, и, по словам ректора Николая Диканского, даже разговора с министром о выборах не было. Однако штабу оппонентов ректора удалось придать приезду министра предвыборный смысл. Прямо во время конференции с участием Филиппова к нему подошли несколько студентов и передали открытое письмо.
Цитата: "Нам говорят, что Вы приехали в Академгородок с целью поддержки кандидатуры Н.С. Диканского на выборах ректора НГУ. Мы уверены, что Н.С. Диканский постарается представить себя замечательным ректором благополучного ВУЗа. Не верьте ему! Поймите, пожалуйста, у нас далеко не все так благополучно… Им самим и его службами в Университете создана атмосфера страха и безразличия. Студенты НГУ всегда были социально активными, но в последние годы эту привычку у них целенаправленно отбивают. Мы готовы к тому, что обращение непосредственно к Вам вызовет острую негативную реакцию ректората. Мы готовы к тому, что нас назовут вандалами, проститутками, наркоманами или хотя бы несознательными и сумасшедшими. Но, поверьте, иного выхода нет, так как открытые акции протеста (а они были!) не вызывают ничего, кроме репрессивных мер. Список проблем велик, и отчасти они, так или иначе, связаны с состоянием нашей страны. Но во многих ВУЗах они решаются. В то время как у нас, нет".
Смысла перечислять все эти проблемы, наверное, нет. Для нас интереснее, какими методами ректор пытается избежать того, чтобы недовольство "электората" этими проблемами помешало выбраться на второй срок. Среди них, если верить университетской оппозиции, и давление на неугодных студентов с помощью занижения оценок, а на преподавателей – через урезание зарплаты. Оппозиционно настроенный декан Механико-математического факультета Сергей Гончаров даже чуть было не был уволен за то, что слетал на международную конференцию. А однажды, как рассказывает декан Гончаров, "Диканский заявил, что по решению министерства надо сократить набор на МехМат. Руководство факультета написало открытое письмо министру, ответ – ничего такого не было, в министерстве такого решения не принимали".
Сегодня многие в универститете с ностальгией вспоминают время, когда Диканский был деканом Физического факультета. Он постоянно встречался со своими студентами, обсуждал с ними самые злободневные вопросы из жизни факультета и никогда не принимал близко к сердцу КВНовские шутки в свой адрес. Например, однажды команда ФизФака придумала шутку: "Наш декан – самый Диканский декан универститета". Правда, в следующий раз, за что-то обидевшись на "отца факультета", студенты начали добавлять к своей шутке "деканы проходят, а факультет остается". На это Николай Диканский ответил, что и студенты приходят-уходят, а ФизФак остается. С тех пор, говорят недоброжелатели, Диканский следовал этой недоброй шутке и в управлении факультетом, а затем и в управлении всем вузом.
За год до выборов Диканский уволил руководство студенческой газеты "Университетская жизнь". Чуть позже были закрыты студенческие интернет-форумы, где обсуждались проблемы университета. Как утверждает оппозиция, это было сделано для борьбы с крамольными идеями.
Впрочем, гораздо интереснее перенос на университетскую почву тактику "размывания" контрольных пакетов предприятий. Ректор выбирается, конечно, не всеми студентами и преподавателями, как можно было бы подумать, глядя на предвыборный накал страстей. Его выбирает конференция из 343 членов – в основном это Ученые советы всех факультетов, а также представители Президиума Сибирского отделения Российской академии наук, студенчества и обслуживающего персонала.
Так вот, три года назад Диканский предпринял изящный ход – в спешном порядке на базе ранее существовавших отделений стали создаваться новые факультеты. К прежним семи добавились еще пять – иностранных языков, психологии, журналистики, информационных технологий и юридический. На очереди – Медицинский факультет.
Смысл этих реорганизаций, кроме повышения значимости профильных предметов и создании дополнительного количества платных учебных мест по модным специализациям, еще и в том, что преподаватели, входящие во вновь создаваемые Ученые советы факультетов, автоматически становятся участниками выборной Конференции и получают право голосовать за ректора. Действительно, Таким образом, число участников Конференции было увеличено примерно на четверть. С учетом того, что эти факультеты обязаны своим появлением и своим будущим Диканскому – отгадайте, за кого они будут голосовать?
Ё-Жизнь радио-магната
На выборах в Новосибирском госуниверситете есть, как и полагается настоящим выборам, и свой олигарх тире медиа-магнат, поддерживающий конкурента Диканского. Это упомянутый Андрей Гладченко, гендиректор расположенных в Академгородке радиостанций "Европа Плюс" и "Радио Мелоди". А год назад к его медиа-королевству добавилась и университетская газета. Та самая, которая сначала называлась "Университетская жизнь" или сокращенно "УЖ". По поводу газеты тоже существует придуманная кавээнщиками шутка: "Переименуем газету "Университетская жизнь", сокращенно "УЖ", в газету "ЁЖ". А расшифровывать не будем".
В общем, теперь в НГУ действительно существует две газеты. Одна из них официальная и называется по-прежнему "УЖ", а вторую впору действительно называть "ЁЖ", ибо она неофициальная и поэтому посвящена различным беспределам, творящимся в НГУ. Называется она "Университетский проспект", и располагается в офисе "Европы Плюс Новосибирск". Издается на средства Андрея Гладченко. Официальная версия радио-магната выглядит так: год назад Диканскому не понравилось свободомыслие коллектива "УЖа", он его разогнал, и журналистам ничего не оставалось, кроме как обратиться за помощью к выпускникам. Гладченко согласился помочь.
Однако существует и альтернативная версия, которую излагает ректор Диканский. Во время выборов двухлетней давности (на сей раз настоящих, "взрослых") в Городской совет Новосибирска Гладченко "купил" коллектив университетской газеты и та стала агитировать студентов НГУ голосовать за него. Например, газета выходила с лозунгами типа "Университет за Гладченко!".
Надо сказать, среди преподавательского корпуса НГУ сильны левые взгляды, поэтому слухи, что Диканский поддерживает демократа Гладченко, вызвали негодование среди академиков. Диканскому пришлось выступать с опровержениями этой информации и в поддержку кандидата от КПРФ, который потом и победил. А коллектив газеты оказался крайним, ректорат его "разогнал" но у Гладченко нашлась для него новая работа. В чем заинтересованность Гладченко в поддержке этой газеты и вообще в участии в избирательной гонке – его противникам непонятно. Возможно, несостоявшийся депутат Горсовета решил готовиться к следующей баллотировке заранее, а пока тренирует свои мышцы на выборах в вузе.
Впрочем, обида Гладченко на ректора не ограничивается проколом с выборами. История их сложных взаимоотношений восходит к тому самому периоду, когда Николай Диканский был самым деканским из деканов. Будущий "европеец плюс" учился как раз на его факультете и вылетел с третьего курса. Какие были этому причины, разобраться теперь сложно, но эпитет "недоучка" - убийственный в академической среде – плотно приклеился к Андрею.
Есть и другие обиды господина Гладченко. Если взять все то же письмо к министру Филиппову, то можно прочитать, что "в настоящее время в НГУ существует серьезная проблема с питанием. Летом 2002 года закрыли единственную столовую в учебных корпусах НГУ. Нельзя сказать, что это была хорошая столовая, собственно, поэтому ее и закрыли. Изначально ректорат собирался открыть на ее месте кафе New-York Pizza, но из-за дороговизны предпочли этого не делать и провести конкурс. Как ни странно, конкурс выиграл владелец кафе, расположенного в лабораторном корпусе НГУ. Так что теперь мы имеем монополиста и два одинаковых кафе, которые предлагают нам свои продукты быстрого питания по завышенным ценам. К сожалению, узкий ассортимент этих кафе не включат в себя нормальную пищу. В результате для нас проблема с питанием не решилась, а ректор считает себя довольным".
Но голодными остались не только студенты. Не таким сытым, как хотелось бы, остался и господин Гладченко, которого руководство вуза подозревает в видах на эту самую столовую. К слову сказать, два этих кафе в месяц своим владельцам приносят около 1 млн. рублей. Теперь понятна готовность Андрея Гладченко потратить на выборы около 800 тысяч рублей – этот предвыборный бюджет соперников озвучил на пресс-конференции ректор.
Был в планах Гладченко и ночной клуб на территории студенческого городка. Клуб, организованный популярной радиостанцией "Европа Плюс" - неплохой проект, правда? Однако ректор-ретроград закрыл все дискотеки в общежитиях – дескать, посещают их в основном бандиты, поднимающие руку на тщедушных (от плохого питания, опять же) студентов.
Да и сама 200-миллионная казна университета, понятно, позволяет развернуть с новым ректором немало проектов. Оставалось только найти подходящую кандидатуру.
Политическая физика
В университете почти с момента его основания наблюдается вечное для академической среды противостояние между физиками и… нет, не лириками. Математиками. Оппозиция Диканскому сосредоточена в основном вокруг самого крупного факультета – Механико-Математического. Здесь учится четверть всех студентов, однако бюджет факультета и разные его права (вроде квоты в той же выборной конференции) гораздо скромнее. И в качестве корня такого "бесправия" мехмат с математической точностью вычисляет нынешнее руководство ВУЗа.
На прошлых выборах ректора Сергей Гончаров даже противостоял Николаю Диканскому. Незадолго до выборов Гончаров и Гладченко решили объединить усилия. "Университетский проспект" и другие ресурсы радио-магната стали работать на выборы в Университете.
На эти выборы Гончаров не пошел – видимо, помня предыдущую неудачу, математики и Гладченко решили подыскать "консолидированную" фигуру. Такая кандидатура нашлась – директор известного Института систем информатики СО РАН и заведующий кафедрой программирования НГУ Александр Марчук. Среди своих научных достижений Марчук называет разработку языка программирования Поляр и создание советского ЭВМ пятого поколения.
Прямого отношения к МехМату Марчук не имеет – он вообще учился в Московском физико-техническом институте, где получил диплом физика, но зато по математической специальности. Такое опосредованное отношение к МехМату, видимо, выгодно отличало Марчука от Гончарова. Однако убедить его выдвинуться было, видимо, делом непростым. Как заявил сам Марчук газете своих сторонников "Университетский проспект" в номере от 6 ноября, "предложение МехМата стало для меня большой неожиданностью. Но, тем не менее, по сложившейся в НГУ ситуации, мне необходимо было принять положительное решение".
Информация, имеющаяся в распоряжении FLB.ru, проливает свет на эту "ситуацию". Не только убежденность Марчука, что "смена руководства НГУ сейчас не просто желательна, а жизненно необходима" стала причиной для его решения. К корреспонденту FLB попали два неизвестных, к сожалению, моим коллегам документа. Первый – приказ проректора НГУ № 2230-2 об отчислении "на основании решения деканата" студента Механико-математического факультета Петра Марчука – сына кандидата – с формулировкой "за невыполнение учебного плана". И второй – об отмене предыдущего приказа "как ошибочно напечатанного". Авторство ошибки, как можно понять из приказа, принадлежит деканату МехМата. "Считать Петра Марчука студентом 3-го курса", напечатано во втором приказе за подписью того же проректора. А снизу подпись от руки, сделанная им же: "Декану ММФ чл-корр. РАН С. С. Гончарову. Прошу предоставить объяснительную с изложением причины и сути ошибки в приказе № 2230-2".
Без объяснительной декана "суть ошибки" действительно не ясна. Первый приказ появился 24 октября, за неделю до выдвижения Марчука-старшего на пост ректора. Второй – 14 ноября, через два дня после пресс-конференции кандидата и окончания регистрации. Когда сходить с дистанции было уже поздно, независимо от желания. Что это – попытка руководства мятежного МехМата заставить Марчука выставить свою кандидатуру? Или попытка ректората бросить тень на Марчука-старшего?
Как видим, избирательный процесс в НГУ впервые за всю его историю стал одним большим скандалом, к тому же вынесенным на обсуждение всего Новосибирска. Не будем пересказывать скандалы на Ученых Советах НГУ, когда три предыдущих ректора подписывают письмо с призывами голосовать за "грамотный, по-молодому энергичный менеджмент", имея в_виду Александра Марчука (и, видимо, "энергичного менеджера" Гладченко). А 18 известнейших академиков со словами "нет черному пиару и недоучке Гладченко" подписывают письмо в пользу Диканского. Ученый совет же ФизФака и вовсе обращается к коллегам с МехМата, что "недостойные выпады в средствах массовой информации в адрес нашего университета, инспирированные в этот период внешними по отношению к нему силами, не должны повлиять на сложившуюся за долгие годы атмосферу сотрудничества между всеми факультетами" и говорят о "необходимости консолидации здоровых сил университета".
Впрочем, негативного пиара для Университета после таких писем все равно становится еще больше. И кто бы не стал ректором после 27 ноября, ему последствия этой пиар-вакханалии придется разгребать. "