""Декларация" депутата Госдумы Станислава Говорухина, серия многочисленных публикаций в СМИ о том, что кортеж президента Владимира Путина порой перекрывает движение в центре и в отдельных районах Москвы чуть ли не на час, породили среди столичного истеблишмента массу слухов и различных версий. Например, говорят, что на подобный "пиар" остро отреагировал прежде всего сам президент, приказавший "решить проблему".
Но как? Утверждается, что кремлевские чиновники стали искать решение. Было предложено несколько вариантов переноса дачи президента с Рублево-Успенского шоссе. Рссматривались такие направления, как Ново-Рижское или Дмитровское. Чуть позже первых два направления отпали по техническим причинам, и остановились якобы на Дмитровском шоссе. Но тут (об этом уже появились сообщения в Интернете) свое слово сказала ФСО, для которой перенос резиденции президента - это целый комплекс специально организованных мероприятий, требующий немало времени и средств. Тогда и заговорили о том, что Владимир Путин мог бы обзавестись квартирой в самом Кремле. Это, мол, усилит безопасность и президента, который в таком случае может не каждый день покидать поздним вечером после работы Кремль, и успокоит тех, кого раздражают автомобильные пробки в центре Москвы.
Слухи слухами. Однако многие стали усматривать в них какие-то "знаковые" явления, связанные со взаимоотношениями президента с устоявшимся за последние десять лет современным номенклатурным слоем правящего класса. И вот почему.
Рублево-Успенское шоссе, по которому расположена нынешняя дача президента, - место в Подмосковье особенное. Расположенные там загородные особняки занимают важное место в сердцах многих современных номенклатурных деятелей, ведь жить "где-то по соседству" с президентом - это независимо от фактического положения дел чувствовать свою сопричастность к большой политике, быть причастным к магической "тайне власти". Поэтому если главный носитель этой власти покидает по каким-либо причинам место своего постоянного пребывания, на ум приходят многие ассоциации из русской истории: переезд царя Ивана Грозного из Москвы в Александровскую слободу и формирование там нового для того времени властного института опричников или Петра Великого, который переехал в новую столицу Санкт-Петербург, где быстро сформировал качественно новую правящую номенклатуру из "птенцов своего гнезда". Повторится ли нечто подобное сейчас?
Пока в действиях президента четко просматриваются три сферы деятельности. Первая - это та, где он идет на коренные изменения, меняя людей из своего самого ближайшего окружения. Вторая сфера. Там изменения вписываются в вялотекущий, но непрерывный ряд. Речь идет о функционировании президентской администрации. И третья сфера, в которой преобладает преемственность. Это - вес президентского аппарата в процессе принятия решений.
Таким образом, единственной четко выраженной сферой перемен оказывается выбор людей. Появление в коридорах власти людей из спецслужб могло на некоторое время создать иллюзию того, что власть действительно перешла в руки другого лагеря и, следовательно, предположить, что ее природа и цели изменились коренным образом. Но бывшие полковники и генералы быстро оценили очарование позолоты официальных дворцов и автомобилей с охраной. Поэтому не они, а скорее всего их "старая-новая" номенклатура попытается как можно быстрее интегрировать в себя. Как ни крути, но фактом является то, что с приходом Владимира Путина к власти по многим причинам не было Варфоломеевской ночи для прежних номенклатурных деятелей. С другой стороны, птенцы "путинского гнезда" отлично понимают, что большинство "рублевского истеблишмента" не испытывает недостатка в запасных аэродромах и имеет заранее подготовленные площадки к отступлению. Они уже обеспечили возможность не только уцелеть без особых финансовых забот и вне официальных дворов, но и сберечь свои "войска в бурю". В итоге все опять может получиться чисто по-русски: "новая-старая" номенклатура в случае необходимости легко сдвинется по флангу и по "географии" с целью приблизиться к "тайне власти" обходным маневром. Так уже бывало и при Иване Грозном, и при Петре Великом.
Что же касается возможности бросить любимые особняки в случае переезда президента с дачи на Рублево-Успенском шоссе, то можно понастроить и новые. Как говорится, игра стоит свеч. "