"Крупнейший российский аэропорт Шереметьево в кризисе. Увольнение генерального директора аэропорта и, как следствие, неразбериха и затягивание реконструкции и строительства нового терминала вызывают опасения за будущее аэропорта не только у «Аэрофлота», но и у иностранных инвесторов. Выгода, которую могла бы получить Россия от реализации проекта, измеряется миллиардами долларов.
Амбиции
Первоначально проект развития аэропорта и строительства нового терминала Шереметьево-3 подготовил «Аэрофлот» еще в 2000 году. Авиакомпании был необходим новый пассажирский комплекс для вступления в международный авиационный альянс и привлечения транзитных пассажиров. Из Шереметьево собирались сделать крупнейший международный пересадочный центр (хаб), аналогичный франкфуртскому, парижскому или лондонскому аэропортам. Стоимость проекта, к реализации которого планировалось привлечь одного из крупнейших европейских операторов, оценивалась в 250 млн. долларов.
Но препирательства между авиакомпанией и аэропортом по разделу влияния в еще не построенном терминале не позволили в срок начать строительство. Шереметьево-3 стоило должности и предыдущему главе аэропорта Сергею Сутулову. Спустя несколько месяцев после его отставки Шереметьево возглавил бывший руководитель Госкомимущества Сергей Беляев, на которого возлагали надежды по скорейшему разрешению конфликта вокруг Шереметьево-3 и увеличению прибыльности акционерного общества.
Новая метла
Команда Беляева подняла планку по плану прибыльности в 2002 году, заявила о намерении вернуть выведенные из ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) активы, а также перевести компании, работающие на территории порта, на договоры концессии. Первый такой документ был подписан с магазином беспошлинной торговли «Аэрофест». Как заявлял ГАЗЕТЕ бывший первый заместитель гендиректора Владимир Дорохин, договор предполагал увеличение прибыли с деятельности Duty Free на 8 млн. долларов в год. Кроме того, был согласован концессионный договор с Топливно-заправочной компанией (ТЗК), осуществляющей в аэропорту хранение керосина и заправку воздушных судов.
По словам Дорохина, у аэропорта «появилась реальная возможность получить контрольный пакет акций ТЗК». Однако 2 ноября на внеочередном заседании совета директоров Сергея Беляева уволили с поста гендиректора.
Керосин
Как стало известно ГАЗЕТЕ, аэропорт, по сути, полностью лишился ТЗК. Заправку самолетов на территории аэропорта Шереметьево производит ЗАО «Топливно-заправочная компания» (доля МАШ - 34%, «Аэрофлота» - 31%, ЮКОСа - 29%), которое арендует землю и имущество у МАШ. Срок действия договора-аренды с ЗАО истек 17 октября. За три месяца до этого коммерческим банком «Кентавр» (22 юридических и 9 физических лиц) было учреждено ОАО «Топливно-заправочная компания» (доля МАШ - 0%), и после завершения договора аренды с ЗАО «ТЗК» имущество было передано в ОАО «ТЗК». Кроме того, руководство аэропорта заключило трехсторонний договор между ОАО «МАШ», ОАО «ТЗК» и ОАО «Топливная компания Аэропорт» (доля МАШ - 0%), в соответствии с которым эксклюзивное право на поставку авиакеросина на ТЗК получает компания "Аэропорт".
Как заявил ГАЗЕТЕ источник, близкий к совету директоров МАШ, таким образом аэропорт на год (срок заключенного с ОАО «ТЗК» договора аренды) лишился возможности влиять на деятельность ТЗК. По его словам, новая компания не имеет ни лицензии на этот вид деятельности, ни сертификатов. У них нет даже допуска на взлетное поле, а всю производственную деятельность продолжает вести ЗАО «ТЗК».
39 попугаев
Материалы проверочной комиссии говорят о падении объемов перевозок в Шереметьево (за 9 месяцев на 8,5% по сравнению с 2001 годом и на 2,6% по сравнению с производственным планом). С января по сентябрь в аэропорту было обслужено 8452 тыс. пассажиров. Как сообщил ГАЗЕТЕ источник в Минэкономразвития, выручка компании оказалась меньше запланированной на 5,2% (2709 млн. рублей), а дебиторская задолженность увеличилась на 43,2 млн. рублей. С начала года сумма превышения затрат относительно утвержденных планов и смет составила около 210 млн. рублей, а в нарушение принятых норм и правил было заключено более тысячи договоров и дополнительных соглашений. Только за период август-октябрь 2002 года без договоров были проведены перечисления на сумму 4,9 млн. долларов.
При этом, как говорит собеседник ГАЗЕТЫ, Сергей Беляев самовольно раздул штат своих подчиненных, увеличив его на 360 человек по сравнению со штатным расписанием. В его подчинении находилось 26 советников, 5 помощников и 3 референта.
1,5 млн. долларов за прогул
Более 15 трудовых договоров с ведущими менеджерами были заключены Сергеем Беляевым на «льготных» условиях. При увольнении по любому основанию КЗОТ (будь то прогул, причинение ущерба предприятию или даже уголовно наказуемое деяние) работникам выплачивалось в качестве компенсации 20 окладов, передавался по остаточной стоимости служебный автомобиль и аэропорт оплачивал мобильные телефонные счета в течение полугода после увольнения. Кроме того, по трудовому договору Шереметьево обязывалось выплатить ссуду сотруднику на получение квартиры по 70 тыс. долларов каждому (7 человек уже успели получить подобные ссуды на общую сумму 15,75 млн. рублей). В случае увольнения этих сотрудников аэропорт обязан был выплатить им суммарно более 1,5 млн. долларов.
Владимир Дорохин объясняет выдачу кредитов необходимостью мотивации работы сотрудников. План по прибыльности аэропорта был принят со значительным превышением, и при его перевыполнении по приказу Сергея Беляева 25% от роста запланированной чистой прибыли шло на мотивацию сотрудников. «Здесь можно обвинить Беляева, что он это сделал без согласования с советом директоров, но он не сделал ни одного шага не в рамках утвержденного бюджета. Другой вопрос, правильно ли он принял решение о выдаче денег тем или иным людям», - считает Дорохин.
По словам одного из руководящих сотрудников аэропорта Шереметьево, Сергей Беляев подписал эти трудовые договоры с превышением своих полномочий, и компания намерена оспорить их действие. "Пока же мы с ними ничего не делаем, но и выплат не производим», - отметил источник.
Амбициозный проект
Среди прочих обвинений совета директоров в адрес Беляева фигурирует отсутствие работ по реконструкции аэропорта и стоянок воздушных судов, по переоснащению системы транспортировки багажа и безопасности. Расходы на капитальное строительство составили лишь 21% от запланированного.
Но главной претензией к экс-главе МАШ было отсутствие сдвигов в деле строительства нового терминала Шереметьево-3. Именно на реализацию этого проекта и брали Сергея Беляева. Как сообщил ГАЗЕТЕ ответственный секретарь совета директоров ОАО «МАШ» Андрей Бубнов, совет дважды (13 и 25 июня) признал неудовлетворительной работу менеджеров по подготовке материалов к конкурсу по строительству Шереметьево-3 и реконструкции Шереметьево-2. Бывший директор по развитию МАШ Сергей Моисеев заявил ГАЗЕТЕ, что «все документы были приведены в соответствие с требованиями совета директоров, в соответствии с их четкими рекомендациями, регламентом и сроками». По его словам, совет директоров заседал более пяти раз по этому вопросу, а менеджеры «Аэрофлота» и аэропорта подготовили совместную презентацию, которую предполагалось представить на общем заседании советов директоров "Аэрофлота" и МАШ. Только с апреля, когда «Аэрофлот» утвердил на своем заседании основополагающие моменты, прошло много времени. Шереметьево пока этого не сделало.
Как заявил ГАЗЕТЕ источник в Минэкономразвития, главный удар нанесен не по финансовым потокам аэропорта, а по имиджу. Компания быстро оправится после потери нескольких миллионов. Главная проблема - в отношении партнеров и будущих инвесторов Шереметьево к аэропорту. По мнению авиационных экспертов, они теперь могут долго наблюдать за развитием ситуации в аэропорту, не предпринимая никаких шагов.
Тем не менее проект нового терминала остается в приоритетах «Аэрофлота», заявил ГАЗЕТЕ заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков. По его словам, это один из вопросов выживаемости авиакомпании и способности конкурировать на международном рынке. Уже более полугода проект «Шереметьево-3» завис на стадии подготовки совместного заседания советов директоров аэропорта и авиакомпании, и от действий государственных чиновников сегодня полностью зависит будущее главных воздушных ворот страны. Еще год-два, и возобновление строительства новых мощностей в Шереметьево может и не потребоваться.
СПРАВКА
Церемония закладки первого камня в новый международный терминал Шереметьево-3 прошла 9 февраля 2001 года. Стоимость его строительства оценивается примерно в 250 млн. долларов. Около двух лет назад "Аэрофлот" заявил о намерении вступить в международный авиационный альянс Sky Team, в который входят Air France и Delta. Шереметьево-3 должно стать пересадочным центром, что является одним из главных условий вхождения в международный альянс. Предполагалось, что строительство терминала завершится к концу 2003 года; еще до отставки Сергея Беляева эти сроки были отодвинуты как минимум на 2005 год. Предполагалось, что уставный капитал совместного общества составит не менее 10 млн. долларов с долями участия: «Шереметьево» - не менее 50%+1 акция, «Аэрофлот» - не менее 25%+1 акция. Для продажи оператору – стратегическому инвестору будет обеспечено не менее 24% акций общества. "