"В воскресенье в Нижегородской и Иркутской областях прошли губернаторские выборы. И в обоих регионах результаты выборов свидетельствуют об определенных общероссийских тенденциях. Особенно символично избрание нижегородским губернатором Геннадия Ходырева - в одном из самых некоммунистических регионов через 10 лет возвращается к власти бывший первый секретарь. Десятилетие ГКЧП страна встречает наполовину под коммунистами - в 45 губерниях (из 89) КПРФ контролирует одну или две ветви власти
Второй тур в Нижнем закончился абсолютной победой Геннадия Ходырева - его перевес над бывшим губернатором Иваном Скляровым оказался более чем двукратным. В Иркутске во второй тур вышли губернатор Борис Говорин с 45% и - неожиданно для большинства наблюдателей - депутат Госдумы коммунист Сергей Левченко с 24%. Несмотря на большой отрыв, в КПРФ не теряют надежды на победу - как сказал "Известиям" секретарь ЦК Виктор Пешков, "Говорин выбрал весь свой электорат, а у нас есть еще столько же, сколько взяли в первом туре. Сумеем отмобилизовать - победим".
"Мобилизация" действительно очень важное слово для понимания причин побед КПРФ. Воскресные выборы поставили рекорд низкой активности избирателей: в Нижегородской области к урнам пришел лишь каждый третий - 35%, а в Иркутске - 37%. Потоки компромата отпугивают неполитизированных избирателей, в итоге среди проголосовавших повышается доля коммунистического электората - людей с четкими политическими взглядами, привыкших ходить на выборы.
И все же сама по себе победа коммуниста в Нижнем не стала бы сенсацией, если бы не место, где она произошла, и идеологический оттенок, приданный выборам полпредом президента в Приволжском округе Сергеем Кириенко. Нижний все девяностые годы считался провинциальным оплотом реформ - на всех выборах коммунисты получали там меньше голосов, чем в среднем по России, в регион было вложено немало западных инвестиций, да и знаменитые выходцы из Нижнего вроде Немцова и Кириенко упорно говорили о демократичности своих земляков. Объявив соревнование Склярова и Ходырева идеологическим, борьбой между "Единством" и КПРФ, полпред лукавил - ведь даже его соратники признавали, что "еще не ясно, кто из них больший коммунист". Но все же доля истины в политическом противопоставлении Склярова и Ходырева есть - избиратели голосовали за Ходырева именно как за представителя КПРФ. И теперь Геннадий Зюганов гордо заявляет, что "десятилетие реформ не дало ожидаемых результатов... народ снова пошел за нами". Формально у Зюганова есть все основания "гордиться" народом - после этих выборов количество регионов, где коммунисты находятся у власти, перевалило за половину от числа субъектов федерации - 45. Из них в 37 коммунисты или поддержанные ими кандидаты возглавляют исполнительную власть, а еще в восьми - законодательную.
Но проблема в том, что количество отнюдь не означает качества. Из почти 40 коммунистических губернаторов в лучшем случае 10 можно отнести к стойким партийцам. Остальные вынуждены колебаться вместе с линией президента. Достаточно вспомнить, как активно губернаторы-коммунисты подключились к строительству прокремлевского "Единства". Вот и Ходырев уже заявил о том, что приостанавливает свое членство в КПРФ - "для пользы дела". Показательно, что Ходырев сослался при этом не только на разговор с Зюгановым, но и вспомнил Путина, который "демонстрирует пример, не являясь лидером никаких политических партий". Понятно, что для прагматичного Кремля уже не имеет принципиального значения, какого цвета губернатор, - важно, чтобы он ловил мышей. "