Похоже, у "Кучмагейта" появились новые кризис-менеджеры. Во вторник, на пресс-конференции в Киеве британский эксперт Питер Френч, назвал компанию, которая заказала его услуги.
"Новый участник скандала – нью-йоркская Arkin Group. Френч говорит, что эта фирма - "нечто вроде Кролла". Как удалось узнать УП, сферой специализации Arkin Group является международный кризис-менеджмент.
Председатель международной ассоциации судебной фонетики британец Питер Френч появился в медиа-пространстве Украины в конце октября нынешнего года. Сначала, благодаря усилиям газеты "2000", а потом нескольких телеканалов народу Украины Френч был представлен как ниспровергатель экспертных заключений американцев по поводу аутентичности записей Мельниченко. На деле же британец, проанализировав только лишь выводы Брюса Кенига, заявил, что исходя из содержания отчетов Бек-Тек, он считает, что нельзя делать 100% выводов о том, что записи, представленные для экспертизы, не монтировались. Ничего конкретного о самих записях, ни тем более о выводах ФБР, которыми пользовался Минюст США, Френч сказать не мог.
Месседж, выданный отечественными СМИ, в результате оказался несколько путанным: для пущей "правдоподобности" выводы Френча подвели под эфбеэровскую экспертизу отрывка про "Кольчуги". В результате этого, вероятно, должна была быть достигнута основная цель авторов "информационного выпада" – окончательно потерявшийся зритель в состоянии сделать только один вывод – никаким американским экспертизам верить нельзя.
Однако на этом дело не кончилось: после того, как Френча в Британии проведали один за другим несколько украинских изданий, ICTV решило привести эксперта в Украину для участия в своем новом спецпроекте. А именно: во вторник Дмитрий Киселев отправился в очередной поход за правдой и организовал круглый стол, посвященный техническим аспектам записей экс-майора. По словам ведущего, цель передачи – "не политическая", главное – "установить истину, объединить исследователей из разных стран и сверить методики". Характер эфира ICTV легко было предвидеть, учитывая предыдущие "включения" Френча в "Кучмагейт".
Но перед эфиром британца решили показать другим журналистам. В жизни Френч оказался довольно общительным человеком и рассказал несколько интересных подробностей о природе своих исследований.
Так, наконец, была раскрыта тайна "заказчика" экспертизы Питера Френча. После появления британца на страницах 2000 УП выдвигала гипотезу, что обратиться за услугами к эксперту могла сама газета. Эту же версию подтвердил телеканал "Интер": "он проводил свое собственное исследование по заказу газеты "2000".
Однако в действительности все оказалось не так. Отвечая на вопросы журналистов, Френч рассказал, что в данном случае заказчиком его услуг выступает американская компания Arkin Group. По словам британца, "это нечто вроде Кролл", частное детективное агентство.
Изначально задание Френча было проанализировать те самые фрагменты, которые анализировал Брюс Кениг из Бек-Тек. "Но я тут же столкнулся с проблемой", говорит он. В отчетах не было ссылок на содержание исследовавшихся фрагментов, а сами фрагменты записей Кениг именовал с помощью ряда цифр, поэтому достоверно установить, что именно исследовал американский эксперт не представлялось возможным.
"Поскольку мы не могли точно установить, какие именно фрагменты имел в виду Кениг, меня попросили проанализировать и прокомментировать его выводы. Что я и сделал", говорит Френч.
На вопрос о сроках выполнения своей работы британец честно сказал, что перед ним поставили "нереалистическую задачу – на вчера". Кроме того, по словам Френча, от него не требовали каких-то конкретных выводов, иначе он не взялся бы за эту работу.
Вкратце напомним основные выводы Френча. Основной его тезис – отсутствие следов монтажа цифровой записи еще не является доказательством того, что ее не монтировали. "Если монтаж был сделан плохо, тогда можно найти его следы. Иногда можно быть уверенным, что запись монтировалась", говорит он. Но не существует обратного правила. "Сегодня очень легко смонтировать записи так, что монтаж будет невидим", поэтому даже при использовании самого современного технического инструментария бывает невозможно найти следы монтажа. Итог – "нельзя делать выводы, что эта запись не подвергалась редактированию", говорит Френч.
По словам британца, экспертиза аудиозаписи обычно включает в себя три этапа. Первый – "критическое прослушивание", предполагает, что эксперт несколько раз прослушивает сомнительный фрагмент, отыскивая резкие паузы, обрывы слов и предложений, нарушения в интонации. "Критически важным" на этом этапе является то, что слушателем должен быть специалист по фонетике, чей родной язык русский или украинский. Именно отсутствие упоминаний о такой экспертизе "на слух" и ставит в укор Кенигу Френч.
Второй тест – акустический, проводится на компьютере. Запись подвергается ряду процедур, среди которых – спектрограммы и т.д. Третий тест – магнитооптический, используется для магнитных лент. Поскольку записи Мельниченко изначально имели цифровую природу, эта методика в данном случае не проходит, признает Френч.
Говоря о выводах ФБР, эксперт сказал, в этом ведомстве обычно "используют методы, которые я описал". Однако отметил, что ему неизвестно, привлекали ли к экспертизе американцев "филологов-носителей русского или украинского языка".
О самих записях Мельниченко Френч судить не берется: "У меня нет мнения по этому поводу: чтобы провести экспертизу должным образом, я бы попросил оригинальный чип и записывающее устройство" (Корреспонденту УП Френч пояснил, что в действительности он специалист не только по фонетике, но "большое количество наших работ касается аудио-инженерных вопросов").
Но вернемся к Arkin Group. Кто эти люди, которые поставили перед Френчем задачу "на вчера"? Как нам удалось выяснить, компания была основана в 2000 году адвокатом Стенли Аркином (Stanley S. Arkin) совместно с Джеком Девайном (Jack Devine), 32 года проработавшим в ЦРУ.
Arkin Group специализируется в международном кризис-менеджменте, стратегических расследованиях и решении бизнес-проблем. По словам Стенли Аркина, для его компании сбор информации и ее анализ стал "искусством".
Второй отец-основатель фирмы (и ее президент) – Джек Девайн - разведчик с очень большим опытом работы. Последняя его должность в ЦРУ – исполнительный директор операций ЦРУ за рубежом. В свое время он был шефом латиноамериканского бюро ЦРУ, возглавлял подразделение управления по борьбе с наркотиками. Девайн работал в Англии, Аргентине, Венесуэле, Мексике и т.д. В его послужном списке есть и Афганистан: в 80-е он возглавлял Афганскую группу ЦРУ, которая "успешно" противостояла Советскому вторжению в регион. Как отмечается в его биографической справке, за время работы в ЦРУ участвовал в организации, планировании и выполнении бесчисленного количества секретных проектов практически во всех сферах разведки, включая аналитику, операции, технологические разработки и управление операциями.
УП попыталась связаться с нью-йоркским офисом Arkin Group, однако на момент написания статьи ответа мы пока не получили.
Кто заказал очередной американской компании "разруливание" "Кучмагейта" – пока неизвестно. Будем надеятся, что только пока.
PS. В интервью ICTV главред "2000" Сергей Кичигин сообщил, что экспертизу Френчу заказывала все-таки газета через некую английскую юридическую компанию. С другой стороны, Питер Френч судя по эфиру в передаче Кисилева отказывался играть в игры ведущего, и назвал интерпретацию своей позиции в украинских СМИ "выборочной"…"