Самолет красили в Голландии, а салон отделывали в Швейцарии (по эскизам сына художника Ильи Глазунова)
"В прошлом номере "МН" была опубликована статья "Борт N 1 меняет начинку". Речь в ней шла о строительстве нового самолета для президента. Как сообщил нам бывший управделами президента РФ Павел Бородин, самолет, построенный для экс-президента Бориса Ельцина и используемый до сих пор нынешним президентом Владимиром Путиным, стоил 78 млн. долларов. Из них 35 млн. - мотор и фюзеляж, 43 млн. - спецсвязь и отделка, в которой использовалась карельская береза. По мнению г-на Бородина, цифра стоимости самолета, приведенная "МН", завышена.
Борт N 1 меняет начинку
Новый самолет президента станет гимном отечественному производителю
В начале следующего года у президента Путина появится новый самолет. Его разработкой занимается ОКБ имени Ильюшина. За основу взят авиалайнер ИЛ-96-300, который будет оснащен новым салоном и современным комплексом спецсвязи.
До сих пор президенту приходилось летать в самолете ИЛ-96-300, доставшемся ему "в наследство" от Бориса Ельцина. Об этом ельцинском лайнере, построенном в 1996 году на Воронежском самолетостроительном объединении, в свое время говорили как о техническом чуде. Достаточно сказать, что его салон получился двухэтажным - с двумя спальнями, душевыми, залом для совещаний, комнатой отдыха и даже с кабинетом для реанимации. Самолет красили в Голландии, а салон отделывали в Швейцарии (по эскизам сына художника Ильи Глазунова). При этом убранство салона президентского самолета оценивалось в сумму 35 - 40 млн. долларов. Кстати, общая стоимость широкофюзеляжного самолета Ил-96-300 (рассчитан на 12 000 километров полета, имеет длину 55 метров и вес 230 тонн), который считается самым дорогим из отечественных авиалайнеров, доходит до 300 млн. долларов.
Заказ на создание нового самолета был получен "ильюшинцами" в 2001 году. Как объяснил "МН" пресс-секретарь Управления делами президента Виктор Хреков, техническое перевооружение борта N 1 (так во всем мире называют самолеты президентов своих стран) - требование времени. Речь идет об оснащении президентского самолета новейшими системами спецсвязи, телекоммуникации и навигации. При этом, по словам Хрекова, никаких излишеств в самом интерьере салона не предвидится. Главное требование заказчика - рациональность, практичность, функциональность.
Во всяком случае, по неофициальной информации, стоимость нового салона будет как минимум вдвое дешевле, чем на действующем самолете. Во многом данное удешевление связано с тем, что нынче при оснащении салона приоритет отдается отечественным производителям. Хотя генподрядчиком работ по отделке салона выступает английская фирма "Diamond Aircraft Furnishings", дизайном интерьеров и монтажом всех деталей будет заниматься российская компания "Арфус". То же самое касается и президентской спецсвязи, которая на три четверти будет состоять из отечественных деталей. А сам комплекс спецсвязи (установка размером с большой холодильник) заказан омскому предприятию "Ролеро". Впрочем, пока еще полной ясности с проектом нового президентского самолета нет. Во всяком случае генеральный конструктор ОКБ имени Ильюшина Генрих Новожилов, который лично курирует все работы над проектом, категорически отказался от интервью "МН", мотивировав это тем, что на данном этапе еще рано давать содержательные комментарии.
Как бы то ни было, ответственные лица уверены, что уже в следующем году наш президент начнет бороздить воздушное пространство на новом авиалайнере. Что же касается ныне действующего борта N 1, то он перейдет в разряд резервного. Ведь сейчас роль "дублера" исполняет ИЛ-62, уступающий по многим характеристикам аэробусу Ил-96-300. В следующем же году президентский авиапарк планируется пополнить и парочкой специальных вертолетов Ми. Мобильность Владимира Путина и его тяга к быстрой езде - только на руку отечественному авиастроению