Задержан очередной подозреваемый в убийстве Новоселова
"4 ноября был задержан еще один, четвертый, подозреваемый соучастник убийства Виктора Новоселова. Дмитрий Черняев, два года назад объявленный в федеральный розыск, скрывался, как выяснилось, в Молдавии. Некоторые средства массовой информации уже поспешили объявить его чуть ли не заказчиком преступления. На самом деле следствие предполагает куда менее значительную роль Черняева в группировке, уже вошедшей в криминальную историю Петербурга под названием "банда Тарасова".
Депутат Законодательного собрания Петербурга Виктор Новоселов был убит 20 октября 1999 года. На пересечении Московского проспекта и улицы Фрунзе на крышу его служебного автомобиля бросили взрывное устройство, замаскированное под видеокассету.
Один из предполагаемых исполнителей преступления, Артур Гудков, был-задержан сразу, немногим позже арестовали Малыша, через несколько месяцев - Иванова и Егорова. Еще трое до недавнего времени находились в федеральном розыске: Олег Тарасов, которого правоохранительные органы считают лидером преступной группировки, Алексеев и Черняев. Последнего задержали в Молдавии, и в компании с ним оказался Вадим Тарасов - родной брат Олега Тарасова. Однако ни имени заказчика убийства, ни его мотива следствие до сих пор не озвучило.
Видимо, по этой причине пресса стремится "примерить" этот "костюм" поочередно на каждого подозреваемого.
А в самом деле, кто же такой Дмитрий Черняев, какие роли играл он в "банде Тарасова" в целом и в убийстве Новоселова в частности?
Безусловно, ответ на эти вопросы даст суд, однако мы располагаем кое-какими данными о "карьере" этого молодого, но достаточно много повидавшего человека, Его отец, неоднократно осужденный Анатолий Черняев, приходится двоюродным братом другому известному в неформальных кругах человеку - Евгению Скворцову. Скворцов-младший, Дмитрий, - фигура тоже весьма колоритная. Сыновья впитали соответствующую среду общения и получили то воспитание, которое могли в ней получить. Когда юный и физически развитый Дмитрий Черняев встал перед выбором жизненного пути, он оказался в тарасовском окружении, и произошло это, скорее всего и, по стечению обстоятельств: первые шаги он делал как сотрудник охранного предприятия.
В 1993 году коммерческому директору АООТ "Алмаз" Яковлеву Константину Карольевичу, в те времена больше известному как Костя-Могила, пришлось пережить покушение в стенах собственного офиса. При этом сам он остался жив, но погиб телохранитель Лосев. Заказчиком убийства тогда называли бывшего соратника Константина Карольевича - Игоря Савина, а одним из исполнителей был Александр Абросимов. В скобках заметим, что две недели спустя тело Савина было обнаружено в обстрелянной машине...
В числе фигурантов уголовного дела, возбужденного по факту покушения на Константина Яковлева, был Дмитрий Скворцов. Его называли другом Абросимова и чуть ли не одним из участников организации преступления, однако в суде его вина не была доказана.
Можно предположить, что спас Скворцова-младшего отец, но поговаривали и о том, что адвоката оплатил бизнесмен и депутат Госдумы от ЛДПР Михаил Монастырский.
Ходят слухи, будто Лосев, будучи охранником АООТ "Алмаз" и Константина Яковлева лично, обеспечивал "защиту" также зеркальному заводу. После его гибели товарищи покойного эту защиту легализовали, и к 1997 году она окончательно оформилась в охранное предприятие "Зеркало".
Руководителем предприятия стал Сергей Николаев, некогда возглавлявший службу безопасности Северо-Западной транспортной компании, тесно связанной все с тем же Михаилом Монастырским.
Кстати говоря, когда господин Монастырский занял свое место в здании на Охотном Ряду, его помощниками стали Дмитрий Скворцов и Сергей Николаев.
По версии следствия, "Зеркало" служило прикрытием для группировки Тарасова.
Впрочем, в "группировку Тарасова" эта структура превратилась не вдруг. Что должно произойти, чтобы обычное с виду охранное предприятие трансформировалось в банду киллеров? И можно ли говорить о том, что за их преступлениями маячит тень Константина Яковлева? Врядли, ведь "Зеркало" создавалась на фоне пережитого покушения с целью вполне понятной и законной: усилить безопасность господина Яковлева и его бизнеса.
Среди сотрудников охранного предприятия значились Дмитрий Скворцов, Олег Тарасов и Виталий Кулибаба - брат Владимира Кулибабы, который долгое время был деловым партнером Константина Яковлева. Постепенно выстроилась иерархия, в соответствии с которой Дмитрий Скворцов занял самую высокую планку, а "под ним" находился Тарасов.
Их активность по времени совпала с целой чередой заказных убийств. Со временем альянс распался, Скворцов отошел от дел, и Тарасов стал единовластным лидером сложившейся группировки. Можно предположить, что первые шаги Дмитрия Черняева в преступной группе относятся к этому периоду.
Следствие предполагает, что Черняев и Алексеев, также объявленный в федеральный розыск, осуществляли скрытое наблюдение за жертвами покушений, Есть показания обвиняемого по "делу Новоселова" о том, что объектом наблюдений становился и влиятельный бизнесмен Владимир Барсуков, а конечной задачей ставилось его физическое устранение. Было это в период бурных разногласий между ним и Константином Яковлевым, которые позже разрешились примирением в ресторане "Аустерия".
При жизни Виктор Новоселов не скрывал своих дружеских отношений с Владимиром Барсуковым. Но не стоит делать далеко идущие выводы и привязывать "банду Тарасова" к имени Константина Яковлева.
У Владимира Сергеевича Барсукова достаточно интересов в самых различных сферах бизнеса, а потому, чисто теоретически, "заказ" на него мог поступить от кого угодно.
По мнению следствия, в августе 1999 года Черняев и Алексеев вели слежку за Бармалеем, лидером одной из преступных группировок, в ресторане "Адамант" на Мойке. Потом "заказ" будто бы отменили. Тем не менее 6 августа 1999 года в "Адаманте" произошел взрыв. За полчаса до этого оттуда вышел Виктор Новоселов. Видимо, это было предупреждением, которое не дошло до адресата: как правило, Новоселов засиживался в ресторане гораздо дольше, об этом, несомненно, знали и те, кто наблюдал за ним, и те, кто получал отчеты о наблюдениях. Однако 6 августа он покинул "Адамант" чуть раньше обычного вместе с приятелем. Еще через два с половиной месяца, 20 октября, Виктора Новоселова убили, когда он ехал на работу в ЗакС.
Черняев и Алексеев, как и арестованные Гудков и Малыш, - уроженцы города Сосновый Бор. В 1999 году им было, соответственно, 17 и 18 лет. Сразу после убийства Новоселова они исчезли из Петербурга. Следствием установлено, что с марта по июнь 2000 года молодые люди проходили военную службу по контракту в Чечне. В это время они уже были объявлены в розыск, и остается загадкой, почему командование части не проинформировало правоохранительные органы.
Зато до нас дошли легенды о некоторых "подвигах" в зоне боевых действий. Говорят, что некая парочка крепких и очень самоуверенных ребят в новенькой американской камуфляжке рассказывала сослуживцам, будто родная охранная структура направила их повышать квалификацию и обмениваться опытом. Однако в первом же бою, оказавшись лицом к лицу не с безоружными предпринимателями, а с вполне конкретными, хорошо вооруженными и очень недобрыми горцами, они, по данным наших источников, не проявили должной храбрости. За что были нещадно биты сослуживцами.
То, что Дмитрий Черняев "всплыл" на территории Молдавии, отнюдь не случайность. Есть предположения, что в состав организованной преступной группировки, лишь частью которой была "банда Тарасова", входила локальная этническая группа молдаван-гагаузов. Их использовали как временную и очень дешевую "рабочую" силу: они приезжали, выполняли поручения самого различного толка, получали гонорар и по-быстрому возвращались домой. В какой-то момент лидеру этой "глобальной сети" перешел дорогу неформальный лидер мурманских бизнесменов в Петербурге Виктор Слока. В августе 2000 года, когда "банда Тарасова" практически уже прекратила свое существование, Слоку застрелили. По неподтвержденной пока информации, сделали это именно "гости" из Молдавии. Туда-то, к ним, видимо, и подался Черняев после чеченских "подвигов".
Итак, сегодня в розыске остаются двое подозреваемых в причастности к убийству Виктора Новоселова: Борис Алексеев и сам Олег Тарасов. Однако и они -лишь исполнители, имя заказчика по-прежнему не названо. Впрочем, исходя из того, что жертвами преступной группы оказывались люди влиятельные, можно предположить, что и заказчика стоит искать где-нибудь наверху.
«Список киллера»
Можно привести далеко не полный список преступлений, в которых на сегодняшний день обвиняют "банду Тарасова".
В марте 1998 года Артур Гудков поссорился из-за дорожно-транспортного происшествия с генеральным директором АОЗТ "Северная Заря" Потапкиным. Конфликт разрешился "нестандартно": застрелен Потапкин и пытались убить его спутника Кошедова. В связи с этими событиями Гудков скрылся и был объявлен в федеральный розыск.
В апреле 1998 года в Петербурге, по данным следствия, Гудков и Иванов за вознаграждение в 5 тысяч долларов убили гражданина США Аркадия Соляра, соучредителя компании "НБЛ-Компьютерленд".
В июле 1998 года у ресторана "Джой" в Санкт-Петербурге убили армянского бизнесмена Григоря Каэарова, на этот раз за 10 тысяч долларов.
В декабре того же года было совершено покушение на Виктора Слоку (его называли еще Витей Мурманским). Покушение тогда не удалось: Малыш промахнулся. Слока был убит полутора годами позже, в августе 2000 года, предположительно "правопреемниками" тарасовской группировки.
В апреле-августе 1999 года группировка вела подготовку к выполнению очередного заказа. Жертвой был Бармалей - лидер одной преступной группы. Слежку за ним вели возле ресторана "Адамант", где он был частым посетителем.
Заказ на Бармалея был отменен, но "наблюдатели", судя по всему, не покинули "Адамант". 6 августа 1999 года там прогремел взрыв вслед другому постоянному посетителю: Виктору Новоселову. Убийцы "промахнулись" на полчаса - Новоселов ушел чуть раньше обычного. Зато они не промахнулись в октябре 1999-го, когда депутат ЗакСа Виктор Новоселов был убит взрывом, когда ехал в своем служебном автомобиле "Вольво-540" в Мариинский дворец. При этом серьезно пострадали еще трое человек, бывшие в машине с Новоселовым.
В августе-сентябре 1999 года охота велась за очередной крупной "дичью": предстояло ликвидировать вице-президента Петербургской топливной компании Владимира Барсукова. На этот раз дело слежкой и ограничилось, господин Барсуков здравствует по сей день.
Кроме того, Гудков, задержанный на месте убийства Новоселова, изобличен в ряде преступлений в Сосновом Бору.
Можно предположить, что на счету у каждого члена банды есть собственный "автономный" список...