"Носовой торпедный отсек атомной подводной лодки (АПЛ) "Курск", где только и может крыться причина аварии, останется в этом году на дне Баренцева моря.
Но остальную часть АПЛ явно хотят поднять как можно быстрее, и основная причина спешки - 22 крылатые ракеты "Гранит", которые находятся вне прочного корпуса в специальных шахтах по бортам в средней части корабля. "Граниты" не пострадали от взрыва, и до них сравнительно легко добраться, даже не проникая внутрь погибшей АПЛ.
"Гранит" - самая современная и самая засекреченная из всех отечественных противокорабельных крылатых ракет, предназначенная для уничтожения американских авианосцев. Даже внешний вид "Гранита", не говоря уж о точных тактико-технических характеристиках, старательно прячут.
Российские военные указывают лишь, что "Граниты" летят далеко (более 300 км), что в полете автономны, что система самонаведения наделена элементами искусственного интеллекта...
Зарубежные источники сообщают, что по ходу полета система самонаведения "Гранита" получает дополнительную информацию от навигационных спутников, а также, возможно, от спутников-шпионов и от самолетов системы дальнего обнаружения. Если бы "потенциальный противник" (обладающий авианосцами) сумел бы увести с "Курска" хоть одну головку самонаведения и установил бы основную и резервные частоты радара, а также частоты и протоколы обмена данными на боевом курсе, произошла бы, по мнению наших адмиралов, катастрофа похуже Цусимы. Нашему ВМФ пришлось бы всерьез модернизировать "Граниты", что сложно и денег нет, либо сдавать в утиль идею "убивать" чужие авианосцы.
В свое время было запланировано сделать 16 АПЛ данного типа, и на верфи "Севмаш" в Северодвинске простаивают две почти законченные лодки, которые в принципе не так уж дорого дооснастить уже изготовленными в советское время комплектующими. Китай в принципе может вскоре столкнуться в море вблизи Тайваня с авианосцами "вероятного противника" и уже несколько лет интенсивно интересуется возможностью купить или взять в аренду несколько российских АПЛ с противокорабельными ракетами. Пока секрет самонаведения "Гранита" неизвестен Западу, за пару достроенных АПЛ можно надеяться получить от Пекина пару млрд. долл. Если тайну узнают, то и цена, конечно, резко упадет.
Потому уже почти год Северный флот сторожит затопленный остов "Курска" как зеницу ока. В районе катастрофы постоянно дежурят разведывательные и противолодочные корабли. Уже второй год Северный флот никак не может послать эскадру в Средиземное море, потому что все дополнительные запасы горючего и еды, все реально готовые корабли несут вахту вокруг "Курска".
Командование морской авиации объявило, что "были обнаружены некие подводные объекты, в частности, подводные лодки и батискафы, которые пытались проникнуть в район". С прошлой осени наши корабли сбросили в районе гибели "Курска", пугая вражьих шпионов, более 50 глубинных бомб, взрывы которых были зарегистрированы норвежскими сейсмостанциями.
Юридически проблема осложняется тем, что "Курск" затонул в международных водах, и гонять оттуда иностранные суда - не только накладно, но и не совсем законно. Кроме того, западные военные подозревают, что некоторые "Граниты" на "Курске" оснащены ядерными боеголовками. Наши власти это отрицают, но в прошлом апреле в Норвегии местный военно-морской чин сказал мне, что их водолазы, спускавшиеся к "Курску", имели на себе датчики, которые установили присутствие ядерных боезарядов.
В принципе "Гранит" разрабатывался именно под ядерную боевую часть (БЧ). "Курск" был АПЛ постоянной боевой готовности и должен был в считанные часы выходить в море перехватывать ударные авианосные группы и крупные военные конвои в случае кризиса, а загрузка ядерных зарядов требует немало времени. "Курск" незадолго до гибели несколько месяцев был на боевом дежурстве в Атлантике и в Средиземном море. Так что? В случае кризиса тратить недели на возврат на базу за боезапасом? Ведь неядерной БЧ авианосец только разве поцарапаешь.
Нет договора, запрещающего "Курску" носить в мирное время ядерное оружие. В октябре 91-го президенты Буш и Горбачев лишь обменялись письмами с односторонними обязательствами не делать этого. Джентльменское соглашение можно при случае слегка нарушить, но признаваться в этом, естественно, не хочется. Отдавать врагу на исследование "Гранит", да еще с современной ядерной БЧ - совсем не хочется. Потому "Курск" будут поднимать несмотря ни на что, и остается только молиться, чтобы все прошло, как запланировано. "