"Свыше полутора тысяч человек в шести регионах Юга России стали жертвами загадочной вспышки дизентерии. По данным Минздрава, на вчерашний день в городе Кропоткине, Кавказском и Гулькевичском районах Краснодарского края с острой кишечной инфекцией госпитализированы 1188 человек, в том числе 802 ребенка. В Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Тихорецке, Тбилисском, Новопокровском и Белоглинском районах края зарегистрировано еще 243 заболевших (155 детей). Помимо этого, согласно данным санэпидемслужб, число отравившихся в Ростовской области составляет 59 человек, в Астраханской - 70, в Ставропольском крае - 55, а в Адыгее - 36 человек. Отмечены больные в Минводах, Шахтах, Владикавказе, Майкопе, и везде подавляющее большинство из них - дети, которые употребляли в пищу продукты Кропоткинского молокозавода.
Первые сообщения о массовом заболевании в небольшом городке Кропоткине Краснодарского края (симптомы - высокая температура, рвота и боли в желудке) появились в минувший понедельник. Уже к 7 ноября отравление людей приобрело характер эпидемии, и ему присвоили высшую категорию опасности. У многих заболевших подтверждался диагноз дизентерии.
Выехавший на Кубань главный санитарный врач России Геннадий Онищенко констатировал, что "нынешнее заболевание дизентерией - это беспрецедентная вспышка инфекции, равной которой по количеству пострадавших и географическому охвату не наблюдалось в течение последних десятилетий". Кропоткинский молочный комбинат, признанный виновником эпидемии, поставлял свою продукцию в 60 торговых точек по всему югу России, и география массового заболевания стремительно расширялась. Сперва вспышки дизентерии стали регистрироваться в других районах Краснодарского края, а затем и в Ставропольском крае, Адыгее, Северной Осетии, Ростовской и Астраханской областях.
Версия о том, что источником распространения инфекции стала продукция ОАО "Кропоткинский молочный комбинат", появилась практически сразу. На этом настаивают и эпидемиологи, которые ссылаются на лабораторные исследования партии молочных продуктов, произведенных между 31 октября и 5 ноября. По словам Геннадия Онищенко, Государственная санитарно-эпидемиологическая комиссия выявила ряд грубейших технологических нарушений на комбинате.
Когда первые лабораторные исследования подтвердили, что именно употребление продукции Кропоткинского молокозавода стало причиной массового отравления, директор завода Александр Ласуков был отстранен от работы. Однако руководство предприятия отказывается признавать свою вину. Сами работники молокозавода говорят о том, что каждый день употребляют продукцию предприятия, но из всего персонала заболели всего шесть человек.
По факту вспышки дизентерии прокуратура Краснодарского края уже возбудила уголовное дело по статье 236 ч. 1 УК РФ - "нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекших за собой массовое заболевание". Для расследования причин отравления в Кропоткине была создана следственная бригада, в которую вошли 14 специалистов во главе с прокурором города Александром Щербининым. Именно им предстоит ответить на несколько неприятных вопросов, неизбежных в ходе такого расследования. Например, почему, если речь идет о нарушениях технологического процесса, которые вряд ли возникли одномоментно, "массовая заболеваемость" обнаружилась только сейчас? И почему среди заболевших оказались те, кто вовсе не употреблял кисломолочных продуктов Кропоткинского молкомбината, но в то же время многие люди, постоянно использовавшие в пищу кропоткинские сметану и йогурты, не заболели? Наконец, откуда беспрецедентно большое количество людей, заразившихся в такие короткие сроки из одного источника?
Все это позволяет рассматривать - хотя бы как рабочую - версию об умышленной диверсии, которую, правда, Геннадий Онищенко отверг буквально на второй день после начала вспышки. Однако другие эксперты отмечают характерные особенности биологических терактов: масштабность, анонимность, жестокость и направленность исключительно на гражданское население.
Источник "НГ" в Минобороны на условии анонимности так прокомментировал ситуацию: "Непонятно, почему Онищенко заранее делает вывод об отсутствии диверсии. Нужно обстоятельно разобраться (а на это нужно время), каким образом возбудитель дизентерии вообще попал к этим людям. Если есть возбудитель, значит, должны быть его носители: кто-то на заводе должен быть заражен дизентерией, какие-то нарушения в технологии производства, в том числе в производстве компонентов. Инфекция могла быть распространена на любом этапе технологической цепочки: на складе, например, введена в продукт, готовый к отправке. В любом случае предстоит серьезная расследовательская работа".
И работа эта растянется на годы. Как показывает мировой опыт, "биологические" террористы ответственность на себя не берут, а лишь идут на новые преступления. И пока не будет исследована вся цепочка распространения нынешней вспышки дизентерии в южных областях России, исключать версию умышленной диверсии было бы неразумно. Мы немало в последние годы видели вспышек кишечных инфекций, после которых в заключении написано: "источник инфекции неизвестен". Понятно, что главный санитарный врач России выступает в данном случае как лицо политическое: его задача - успокоить население. Примерно так москвичей успокаивали после взрыва у ресторана "Макдоналдс" 19 октября - за 4 дня до трагедии в "Норд-Осте"…"
12.11.2002
Андрей Ваганов, Александр Шаповалов Независимая газета