"Когда в какой-нибудь благопристойной европейской стране типа ФРГ случаются выборы, по телевизору обычно не только передают соответствующий репортаж, но и сопровождают его соответствующей диаграммой. Получается очень четко и красиво. Аккуратные столбики разных цветов показывают, насколько розовенькие социал-демократы обогнали голубеньких христианских демократов и желтеньких сторонников демократов свободных, причем каждый кандидат находится исключительно в своем столбике. В Петербурге ситуация совсем иная. Если попытаться изобразить предвыборные блоки, готовящиеся к броску в питерское Законодательное собрание, получится нечто, похожее на групповое совокупление вообще-то по жизни бесполых амеб.
Фиктивный брак
На первый взгляд, наиболее близок к европейским стандартам сейчас блок Союза Правых сил и "Яблока". В отличие от всех прошлых избирательных кампаний, питерские чубайсовцы и явлинцы сумели по-братски поделить между собой большинство округов - и теперь надеются на сокрушительную победу. И вроде бы не без оснований -ведь общий рейтинг обеих партий традиционно колеблется в нашем городе на уровне 20-25%, чего для выборов в один тур может оказаться вполне достаточно. Вот и наша всенародно любимая "япона мать" Ирина Хакамада тоже никак не нарадуется на первый, по ее словам, опыт подобного совместного выступления крупнейших демократических партий России.
Однако реальность для право-яблочного союза может оказаться куда менее радужной. Вопреки мнению госпожи Хакамады, попытки группового вхождения во власть СПС и "Яблока" уже имели место, но кончались обычно полным пшиком. Например, когда бывший лидер питерских "фруктов" Игорь Артемьев попытался в позапрошлом году стать таким образом губернатором, он набрал всего 12%, то есть взял едва половину электората поддержавших его партий. Еще хуже получилось в Красноярске, где общий список "Яблока" и СПС получил чуть больше 3 процентов, да и в других регионах подобных результатов хватало. Из чего следует, что избиратели обеих организаций зачастую совсем не жаждут навязываемого вождями слияния в любовном экстазе. Наоборот, многие из них сурово требуют от своих партий девичьей непорочности, а при малейшей попытке ее нарушить ревниво сбегают с предвыборных участков. И есть все основания предполагать, что и 8 декабря многие либерально настроенные питерцы поступят именно подобным образом.
Тем более что в Москве скандалы между лидерами СПС и "Яблока" следуют один за другим. То зам Явлинского Сергей Митрохин вовсю обличает правых аж на страницах газеты "Завтра", то яблочная фракция в Думе совместно с коммунистами пытается торпедировать чубайсовский вариант реформы РАО ЕЭС... А недавно пресс-центр "Яблока" и вовсе учредил должность специального уполномоченного для опровержений гнусных инсинуаций, распространяемых о своем вожде лидером СПС Борисом Немцовым. Потому что тот в последнее время только и делает, что подрывает доверие к непорочному Григорию Алексеевичу, распространяя слухи о его назначении то министром иностранных дел, то председателем Госстроя.
И совсем не удивительно, что, наблюдая постоянную грызню вождей, местные лидеры демократического блока ведут кампанию достаточно вяло. По существу ничего, кроме не слишком убедительных обещаний превратить Петербург в удобный европейский город, до сих пор не видно, и поневоле встает вопрос: что мешало "правояблочным" осчастливить нас раньше? Ведь если мне не изменяет память, господа Собчак, Маневич, Греф, Артемьев и Ко до недавнего времени были отнюдь не последними чинами городской администрации, а выдвиженец "Яблока" господин Чумак до сих пор возглавляет транспортный комитет Санкт-Петербурга. И что в результате? Лидер "фруктов" Михаил Амосов, опоздав на пресс-конференцию в информагентство "РосБАЛТ", как ни в чем не бывало жалуется на пробки и сурово критикует плохую работу транспорта.
Впрочем, что уж там говорить о транспорте, когда даже в своих рядах навести порядок "фрукты" до сих пор не могут. На вопрос "каким образом партия намерена контролировать избранных при поддержке "Яблока" депутатов", Михаил Иванович Амосов ответил красноречивым молчанием. Да и что было отвечать? Пять из восьми "яблочных" депутатов Законодательного собрания преспокойно покинули ряды партии, "кинув" как избирателей, так и спонсоров, но руководство оказалось перед ними совершенно бессильно. Потому что, судя по всему, никаких обязательств на случай изменения политической ориентации партийные кандидаты не имели четыре года назад и не имеют сейчас. А значит, вполне вероятно, что через четыре года избиратели, проголосовавшие за "яблочников", увидят своих избранников совсем в другой компании.
Еще хуже в этом смысле ситуация у правых, изначально объединяющих в принципе не совместимых между собой политиков. Если идущие уже на четвертый срок Алексей Ковалев и Леонид Романков сохранили в непорочности все свои перестроечно-либеральные взгляды пятнадцатилетней давности, то официозные журналисты Валерий Островский и Сергей Гуляев (из "600 секунд"!), похоже, уже и счет потеряли своим колебаниям вместе с генеральной линией Кремля. А значит, весьма велика вероятность, что и эспээсовская фракция нового ЗакСа, если таковую вообще удастся создать, уже в будущем году тихо расползется, подобно выброшенной на берег медузе.
Тайна списка Яковлева
Еще менее презентабельно, чем "правояблочники", выглядят разделившие вслед за ними округа так называемые центристы. Среди именуемых этим загадочным термином выдвиженцев от "Единой России", "Воли Петербурга", Народной партии и прочих клубов любителей начальства можно найти клиентов едва ли не всех реальных претендентов на губернаторское кресло. Заметнее всего здесь, конечно, "яковлевские". Однако немало также "мироновских", "черкесовских", сторонников начавшего вести самостоятельную игру спикера ЗакСа Сергея Тарасова, а также кандидатов от наиболее авторитетных бизнесменов нашего городка.
Многие из них так часто перебегали от одного босса к другому, что, вероятно, и сами уже позабыли, на кого сейчас работают. Самые же хитроумные, похоже, сумели числиться сразу в нескольких лагерях и при этом ни с кем не поссориться. Например, имеющий репутацию твердого яковлевца депутат Станислав Зыбин внезапно обнаружился в рядах вроде бы прочеркесовской фракции "Невский Диалог", но голосует при этом точно как и раньше. В аналогичной позиции очутился и бессменный председатель Комиссии по делам ветеранов Валерий Селиванов, которого к тому же поддержали еще и коммунисты. Опыт прошлых кампаний показывает, что именно подобные кандидаты имеют у нас наилучшие перспективы - слишком много влиятельных лиц оказываются заинтересованными в их успехе.
Однако главной интригой сезона до сих пор является загадочный список Яковлева. Пока ознакомиться с ним не легче, чем проникнуть в гарем султана. Ключи есть только у самого владыки, старшей жены и главного евнуха, то бишь политтехнолога. Тем не менее многие фамилии угадываются довольно легко. Скорее всего, в список попали два с небольшим десятка действующих депутатов, поддержавших идею дать Владимиру Анатольевичу третий срок. Более чем вероятно появлении там всех шестерых кандидатов от блока экс-яблочницы Оксаны Дмитриевой, президента БалтОНЭКСИМбанка Юрия Рыдника, части "единороссов" и "тарасовцев", а также нескольких особо проверенных зюганозавров. Говорят, что взамен КПРФ твердо обещала поддержать на губернаторских выборах либо самого Яковлева, либо его ставленника, а 12-15% голосов красных избирателей, как ни крути, на дороге не валяются.
Поскольку подобные списки традиционно формируются исключительно по принципу личной преданности, можно с уверенностью предположить, что питерцам от большинства губернаторских протеже будет толку, как с козла молока. Но, похоже, самого Яковлева это волнует в последнюю очередь. Успешно пиаря себя, как чистого хозяйственника, Владимир Анатольевич на две головы превзошел в битвах за власть своего предшественника Собчака, однако на благоустройстве города его таланты, увы, почти не отразились.
Главное - чтобы отчётик блестел!
Говорят, что в 70-е годы письменные рапорты капитана госбезопасности Виктора Черкесова славились на весь Литейный, 4. Вроде бы отчеты его были столь красочны, что какое-нибудь банальное задержание близорукого диссидента с томиком Солженицына выглядело в них не менее чем битвой на Курской дуге.
Не менее красочно смотрелись, якобы, и сведения, подаваемые в Москву из возглавляемого Черкесовым питерского ФСБ. Тусующиеся у Гостиного Двора активисты карликовых компартий числились в них до зубов вооруженными террористами, готовящими покушение на самого Собчака! И маразм этот прекратился лишь после того, как Виктор Васильевич пошел в Москву на повышение.
Похоже, и после 8 декабря во Дворце бракосочетаний сумеют сварганить замечательный пресс-релиз о блестящей победе кандидатов, работающих в полпредовских общественных приемных "Диалог" или заседающих в Мариинской фракции "Невский диалог". Дело в том, что абсолютное большинство этих, как бы "черкесовских", выдвиженцев реально поддерживаются также Яковлевым, "Единой Россией" или "правояблочниками" да и к тому же имеют прочные позиции в своих округах. Их успех можно будет запросто приписать своим талантам, приложив в качестве доказательства нечто, именуемое "Агитационным печатным материалом "Диалог". И попробуй докажи, что не именно этот газетно-листовой мутант сыграл решающую роль в победе.
Правда, при всей внешней гениальности этого проекта его участников могут ждать и серьезные неприятности. Дело в том, что черкесовские мутанты сделаны со столь вопиющими нарушениями законов о выборах, что за их использование можно запросто слететь с дистанции. Ведь подпись "Оплачено из фонда кандидата" там начисто отсутствует, зато несогласованные фотографии не имеющих к кандидату никакого отношения персон сияют во всей красе. Не говоря уже о явно незаконном на предвыборной листовке указании о работе кандидатов в приемной аппарата Черкесова.
Впрочем, отмена выборов по суду была в граде Святого Петра делом изначально бесполезным. А значит, если какие-то коммуно-яковлевские, яковлевско-черкесовские, черкесовско-немцовские и прочие гибридные ложноножки сплетающихся в экстазе предвыборных амеб окажутся в Мариинском дворце, они смогут спокойно сидеть там еще как минимум четыре года.