"10-12 человек из банды Мовсара Бараева, захватившей театральный центр "Норд-Ост", по-прежнему находятся на свободе. Между тем столичной милиции удалось предотвратить еще несколько запланированных в Москве терактов. Об этом, а также о состоянии преступности в Москве в интервью корреспонденту ГАЗЕТЫ рассказал начальник УБОП службы криминальной милиции ГУВД Москвы Александр Горелов.
- 'Взрывчатку и оружие провозили в компрессорных баллонах'
- До сих пор открытым остается вопрос, почему террористам удалось провезти оружие и взрывчатку в Москву, если милиция «шерстит» практически всех иногородних. И ваше ведомство, в том числе, отвечает за борьбу с терроризмом?
- Провезти оружие в Москву оказалось не так уж сложно. Люди Бараева взрывчатку провозили в компрессорных баллонах грузовиков. Что касается борьбы с терроризмом со стороны УБОПа, речь идет прежде всего о криминальных захватах. В случае с ДК имел место террор политический, а такие акции готовятся в очень узком кругу людей, иметь среди них информаторов - это уже прерогатива ФСБ и ГРУ. Сейчас у нас налажены тесные контакты с представителями различных спецслужб. Поэтому можно с уверенностью сказать, что взрыв у 'Макдональдса' и захват заложников в «Норд-Осте» - дело рук одной и той же банды. В ближайшее время оперативные штабы по раскрытию этих преступлений будут объединены. К расследованию подключился Интерпол. Мы выяснили, что взрыв у ресторана был акцией прикрытия основной операции - захвата заложников. Бандиты рассчитывали, что основные силы правоохранительных органов будут отвлечены на расследование взрыва.
- Вы не исключаете, что и акция в ДК могла тоже прикрывать какой-нибудь еще не состоявшийся теракт?
- Сейчас установлены все члены группы Бараева, исполнители преступлений. 10-12 человек из них пока еще находятся на свободе, но нам о них известно все - имена, клички, возможные контакты. Эти люди сейчас активно прячутся, мы смогли предотвратить еще несколько терактов, которые они планировали, надеюсь, преступников скоро поймают.
- Что именно они планировали? Можете назвать их фамилии?
- Пока я не хотел бы акцентировать на этом внимание, достаточно того, что теракты не состоялись. Могу сказать, что работы у нас хватает. В ресторане «Авлабар» разогнали воровскую сходку. Недавно в Москве обезвредили банду, которая специализировалась на разбоях и грабежах, еще одну, занимавшуюся торговлей наркотиками, - в Зеленограде. Только за прошлую неделю изъяли в Москве 8 килограммов наркотиков, 4 пистолета, 360 патронов.
'Воры - законченные наркоманы'
- Сколько сейчас в Москве воров в законе?
- 71 человек, прописаны в городе - 48. Всего их на территории бывшего СССР - 1300. Среди них много таких, кто не привлекался даже за административные правонарушения. По местам заключения уже ходят послания от старых воров, которые развенчивают новоявленных. Многие из них законченные наркоманы. Почти все передвигаются по городу со своим адвокатом либо с шестерками, которые за них расплачиваются, подают сигареты, зажигалки. Некоторые воры боятся, что им подбросят наркотики, поэтому выходят в город в одежде с зашитыми карманами. Этому их приучили опера из бывшего ЦРУБОПа.
- А сколько оргпреступных группировок в столице?
- По нашим данным, 7 этнических и 14 славянских группировок. Численность самых мощных достигает
300-400 человек. Есть и бригады по 20 'бойцов'. Основные виды деятельности - вымогательство, похищение людей с целью выкупа, торговля наркотиками, оружием, мошенничество, грабежи, разбои, угоны машин.
'В преступных группировках все больше наших коллег, настоящих профессионалов'
- Вас не смущает, что в группировки приходят все больше бывших сотрудников правоохранительных органов?
- Да, почти в каждой группировке есть наши бывшие коллеги, причем профессионалы высокого класса. Беда расформированного ЦРУБОПа и в том, что это была почти никем не контролируемая структура, что дало основание для злоупотреблений. 70% личного состава теперь трудятся в коммерческих структурах - я не говорю, что в криминальных. Тем не менее эти люди уходили из МВД со своим опытом, знаниями, некоторые и с агентурой.
- А сейчас еще и СОБР расформировали...
- Обидно за тех бойцов, которые имеют за плечами по 3-4 командировки в Чечню, некоторые даже по 12, и вот теперь не прошли по каким-то параметрам в новую структуру - отряд милиции специального назначения (ОМСН). Но пытаемся их как-то трудоустроить.
- Что, на ваш взгляд, будет дальше происходить с организованной преступностью?
- Самое опасное - это развитие международных связей. Уже сейчас, например, такой вид криминального бизнеса, как угон автомобилей, приобрел мировые масштабы: Германия, Польша, Россия, США - вот страны, преступники из которых принимают в нем участие. Я не говорю уже о наркоторговле и терроризме. Мы, в свою очередь, тоже не сидим сложа руки. Нас сейчас материально и технически очень активно поддерживает правительство Москвы, министерство, коллеги из других структур. Мы получаем новейшее оборудование. Но все используем только на законных основаниях. Сейчас наша главная задача - вернуть доверие людей к УБОПу."