"Очередной скандал разразился вокруг зоны рыболовства в Беринговом море, разделяющем российский Дальний Восток и Аляску. 26 июля корабль береговой охраны США задержал здесь российский рыболовный траулер "Петропавловск" и под конвоем доставил его в американский порт Датч-Харбор. Официальные российские представители в США обратились к американским властям за разъяснениями в связи с инцидентом. Вразумительного ответа пока нет. Однако нам удалось выяснить некоторые подробности случившегося.
Инспектор Фокс обвиняет
Траулер "Петропавловск" приписан к камчатской рыболовной компании "БЛАФ". Капитан траулера успел передать руководителю компании Александру Букше радиограмму. В ней сообщается, что судно шло в исключительной экономической зоне России по карте ГУНИНО выпуска 1990 года с последней корректировкой от 23 сентября 2000 года. Корректировку производила фирма ВИРТУС.
В 20.58 по камчатскому времени капитану поступило сообщение по 6-му каналу УКВ с корабля БОХР США с требованием остановиться. На траулер высадились шестеро вооруженных американских пограничников во главе со старшим инспектором Фокс, которая обвинила капитана российского судна в нарушении границы и сообщила, что траулер будет препровожден в Датч-Харбор. Вахтенный механик заявил о невозможности завести двигатели, которые "барахлили" на протяжении всего рейса. Судно легло в дрейф. Весь экипаж судна - около 80 человек - был построен на промысловой палубе. Двигатели "Петропавловска" попытались завести еще раз, после чего американцы приняли решение взять российское судно на буксир.
Судовладельцы обратились в МИД РФ, в ФСБ и ФПС России с требованием досконально разобраться в случившемся.
Как полагают в компании "БЛАФ", "вины капитана траулера в том, что судно оказалось за пределами российских вод, нет. Он шел точно по карте". Но дело в том, что у каждой из сторон - российской и американской - свои карты, которые явно отличаются друг от друга.
Зона раздора
База для этого и других аналогичных инцидентов в Беренговом море, о которых будет рассказано ниже, была заложена 11 лет назад. В июне 1990 года тогдашний руководитель МИД СССР Э. Шеварднадзе и госсекретарь США Дж. Бейкер подписали соглашение о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях. Если "царские сатрапы" Аляску хотя бы продали, то в данном случае прилегающую к ней часть экономической зоны СССР просто отдали американцам за здорово живешь. Так называемая "линия Шеварднадзе" прошла не на одинаковом расстоянии от берегов СССР и США, а "отрезала" 50 тысяч квадратных километров российских морских угодий, которые оказались под юрисдикцией США. Этот передел был узаконен лишь конгрессом США. Бывший Верховный Совет, а потом и Государственная Дума, Совет Федерации РФ не ратифицировали этот документ, отклонив его как ущемляющий национальные интересы России. Поэтому на большинстве российских карт "линия Шеварднадзе" не обозначена. Тем не менее американцы ее в одностороннем порядке узаконили и пытаются здесь диктовать свои условия.
Примечательно, что содержание соглашения 1990 года, подписанного в эпоху гласности, было скрыто от населения. В газете "Правда" лишь мимоходом сообщалось о подписании в Вашингтоне "соглашения о разграничении морских пространств".Что оно собой представляет? Об этом ни слова. Лишь в выступлении Дж. Буша на церемонии подписания советско-американских документов прозвучали, как представляется, вполне издевательские по меркам сегодняшнего дня слова: мол, в соответствии с соглашением по Берингову проливу "мост дружбы" перекинется над водой, объединяя два наших народа". Сегодня мы получаем плоды, мягко говоря, легковерия наших политиков.
Пока Россия сохраняла военную мощь, унаследованную от СССР, а воды Тихого океана бороздили наши многочисленные боевые корабли и подводные лодки с соответствующими ракетами, соседи воздерживались от демонстрации своих истинных целей в регионе. Пробный шар был запущен в 1999 году.
3 августа 1999 года траулер "Гиссар" (порт приписки Владивосток, судовладелец ОАО "Турниф") вел промысел минтая в исключительной экономической зоне России, имея на борту все необходимые документы. Некоторое время за судном внимательно наблюдала береговая охрана США. Вначале действия русских рыбаков отслеживались с вертолета - судно зашло в буферную зону, хотя и не пересекло границу исключительной экономической зоны США. Затем в район вышло американское патрульное судно "Гамильтон-715". Его командир отдал "Гиссару" приказ остановиться, что и было сделано капитаном судна. На борт траулера поднялась досмотровая боевая группа. Американский офицер сделал официальное заявление о том, что русское судно находится на территории исключительной экономической зоны США и считается задержанным. Капитан Павел Анисимов категорически отверг это заявление и отказался подчиняться произволу. По рации было срочно вызвано российское патрульное судно "Антиас". В это время американские военные потребовали от капитана вызвать российский буксир, который бы доставил траулер в Датч-Харбор. Это распоряжение капитан и старший помощник выполнять отказались. Тут же их взяли под стражу и заперли в каютах. Экипажу запретили выходить на мостик и палубу. Здесь была выставлена вооруженная охрана.
Но увести судно в Датч-Харбор американцы не смогли. Кроме нашего патрульного судна, на пути выстроились 12 российских траулеров, прибывших на подмогу. "Захватчики" ретировались. Но вскоре попытались отыграться на траулере "Механик Брызгалин".
За судном долгое время следили самолеты США, пролетая над палубой и нарушая тем самым международные правовые нормы. Когда летчики заметили, что у траулера вышло из строя рулевое устройство и судно начало дрейф в сторону буферной зоны, об этом было сообщено патрульному кораблю США. "Механик Брызгалин" был задержан группой захвата береговой охраны США. Но в тралах рыбы не оказалось. И янки ничего не оставалось, как предъявить экипажу обвинение в преднамеренном нарушении буферной зоны.
2 августа 2000 года береговая охрана США в Беринговом море задержала российский рыболовный траулер "Спитак", который был отконвоирован в тот же порт Датч-Харбор на Аляске. Капитана и экипаж обвинили в незаконном вторжении в пределы американской зоны. Только через сутки после задержания капитан Игорь Рябых вышел на связь и сообщил в порт приписки, что судно вело поисковое траление, во время разворота углубилось на 750 метров в эту зону. После разворота "Спитак" вернулся в российские воды и уже там был задержан сторожевым кораблем США. Американской стороной до сих пор ведется расследование.
Не трудно заметить, что чаще всего американцы захватывают наши суда не в своей экономической зоне, а в так называемой буферной. И здесь еще один нонсенс. Дело в том, что ее установил для своих судов российский Госкомитет по рыболовству, чтобы снизить риск случайного пересечения "линии Шеварднадзе". Однако американцы, судя по их поведению, включили эту акваторию, находящуюся в этой чисто условной полосе, в зону своих национальных интересов и хозяйничают в ней при молчаливом согласии российских властей.
Кто защитит рыбаков?
На каждый конкретный инцидент и МИД, и ФСБ, и Федеральная погранслужба, конечно, реагируют, но всерьез пока никто не подступился к радикальному решению проблемы.
Вот и по поводу скандала с траулером "Петропавловск" в МИД России сообщили, что основная задача внешнеполитического ведомства в данной ситуации - "добиться скорейшего освобождения экипажа траулера".
В пресс-службе ФПС сказали, что судьбой экипажа погранслужба в меру своих возможностей, конечно, будет заниматься, но поскольку "Петропавловск" пересек пресловутую "линию Шеварднадзе", то задержание судна американцами выглядит обоснованным и связанные с этим проблемы предстоит решать судовладельцу.
Так что, похоже, в государственных учреждениях пока даже не обговаривается задача справедливого разрешения проблемы рыболовства в Беринговом море. А ведь дальневосточные рыбаки забросали высшие инстанции просьбами и требованиями на эту тему.
У председателя совета капитанов Беринговоморской экспедиции Анатолия Стоцкого собран целый том писем, с которыми рыбаки обращались в правительство, Государственную Думу, Комитет по рыболовству России. На капитанском совете при штабе промрайона Беринговоморской экспедиции было принято решение потребовать от российского правительства конкретных действий, чтобы "линия Шеварднадзе" была официально признана ошибочной, ущемляющей экономические интересы страны. А в качестве других мер, способных как-то урегулировать промысел в Беринговом море, открыть для российского флота так называемый многоугольник, который находится вне экономической зоны России и США.
Над этими предложениями рыбаки работали всей экспедицией. Надеялись, что в Москве прислушаются. Увы, в ответ была получена только телеграмма из МИДа. Его сотрудник г-н Синельник согласился, что подписанный Шеварднадзе документ действительно ущемляет интересы России. Ну а дальше что? Нужны конкретные правительственные решения. Где они? Неужели так и будем оправдываться перед американцами, хозяйничающими в исконной экономической зоне России, которая росписью пера одного человека не может быть отдана чужому дяде. Даже если это и "дядя Сэм" "