"23 октября в Законодательном собрании Петербурга появилась новая фракция «Невский диалог». За ней, с очевидностью, стоит полпред президента Виктор Черкесов и курируемая им программа «Диалог». Заявленный как социальная программа общения президентской власти с народом «Диалог» на деле становится предвыборным и политическим ресурсом полпредства. Об этом назначении не любят говорить идеологи программы, хотя сегодня уже очевидно, что именно для использования на выборах и начинали устраивать полтора года назад «президентские» общественные приемные.
Разминка в Ленобласти
FLB неединожды рассказывало о программе «Диалог» на Северо-Западе («Вымогательство именем президента», «Диалог бессмертный»). Уже в начале этого года мы писали, что главная цель создания общественных приемных далека от заявленного «общения власти с народом». С самого начала программа проектировалась как политический ресурс полпредства президента на Северо-Западе, а приемные должны были стать предвыборными площадками для лояльных полпредству кандидатов.
Доказательство тому, например, деятельность эмиссаров полпредства в Ленинградской области. Общественные приемные тут активно открывались во второй половине 2001 года, как раз когда начинались выборы депутатов областного Законодательного собрания. Ситуация на выборах складывалась крайне удачно для кураторов программы.
Все внимание участников предвыборной борьбы и экспертов было сосредоточено на возможном противостоянии администраций Петербурга и Ленобласти. Напомним, что накануне выборов Смольный в очередной раз реанимировал лозунг слияния города и области. Родилась версия о желании губернатора Петербурга возглавить новый регион, условно называемый «Невским краем». С этой целью Смольный решил продвинуть своих кандидатов в областной ЗакС, дабы они потом инициировали референдум об объединении города и области. Губернатор Валерий Сердюков отреагировал жестко. Областные СМИ в буквальном смысле запугали крестьян «яковлевскими» кандидатами.
Однако в итоге проект затих еще до выборов, а пользу из него извлекло полпредство. Как выяснилось позже, оно смогло договориться со значительным числом «проходных» кандидатов. И в итоге 14 из 50 депутатов нового областного Законодательного Собрания оказались руководителями общественных приемных «Диалог». Не удивительно, что первая фракция, которая появилась этим летом в ЗакСе Ленобласти, также называется «Диалог».
По слухам, губернатор Валерий Сердюков весьма недоволен подобным ростом влияния полпредства в его регионе, но ничего серьезного противопоставить не может. В этом году полпредство решило повторить опыт в Петербурге.
Битва за Петербург
Именно о «богатом областном опыте», судя по всему, и говорил куратор программы «Диалог», главный политический советник полпреда Андрей Курылев, когда пригласил зимой этого года многих петербургских депутатов к сотрудничеству.
В СМИ просочилась информация о том, что советник подпреда объяснял народным избранникам, как удачно сработал «Диалог» в Ленобласти, и как полезен он тем, кто желает продолжить депутатскую карьеру. Чтобы присоединиться к «Диалогу» многого не нужно. Например, достаточно сделать вклад в Фонд поддержки «Диалога» или попросить сделать этот вклад своих спонсоров. Ведь у каждого депутата есть спонсор – уверен советник полпреда. Впрочем, можно обойтись и вовсе без денег – достаточно выполнять распоряжения полпреда при голосовании по ключевым вопросам. И тогда на выборах вся мощь сети президентских приемных, вооруженная привлеченными имиджмейкерами, заработает на послушных депутатов. Тогда депутаты встретили предложение господина Курылева равнодушно. Или говорили, что равнодушно.
По некоторой информации, план предвыборной кампании «Диалога» был разработан еще в конце мая. Тогда же рассчитали затраты и все остальное. Ближе к осени стало понятно - Петербургу не миновать повальной «диалогизации». Первые приемные тут, правда, появились год назад, в октябре 2001 года. Однако именно в преддверие выборов в Законодательное собрание они начали появляться как грибы после дождя. Кураторы «Диалога» нимало не смущаясь, одновременно говорили, что общественные приемные никакого отношения к выборам не имеют, и… что планируется открыть 50 приемных. Как раз по числу «заксовских» округов.
Судя по всему, в Петербурге решили развить и углубить областной опыт, во всяком случае, во главе многих приемных поставили действующих депутатов Законодательного собрания. В этой кампании «приемщиков» кого только нет: и «правые» Юрий Гладков, Леонид Романков, Михаил Бродский, и бывшие «яблочники» (или «яблоки»?) Виталий Калинин (Народная партия), Валерий Назаров (Единая Россия), Александр Кущак. Тут же сошлись лидер питерской «Единой России» Константин Серов и бывший лидер «Единства», которого не пустили в «ЕдРо», вице-спикер Вадим Тюльпанов (см. список приемных программы «Диалог»). В общем, набирали, судя по всему, тех депутатов, кто или имеет большие шансы на победу или согласился на поставленные полпредством условия. А политические взгляды и пристрастия мало волновали кураторов программы.
Однако на приемных не остановились. Полпредство решило, не дожидаясь новых выборов, заявить о своих претензиях в Законодательном собрании.
На свет появилась фракция «Невский диалог». Ее состав также поражает своей разношерстностью. Если лидера фракции Анатолия Кривенченко еще можно считать противником Смольного, то остальных (Станислав Зыбин, Анатолий Панченко, Валерий Селиванов и Александр Редько), смольнинскими оппонентами можно назвать с большой натяжкой. Достаточно вспомнить, что, например, Валерий Селиванов сыграл одну из ключевых ролей в переносе выборов губернатора на декабрь 1999 года. В день решающего голосования он был в Москве, однако, его голос был отдан за перенос выборов. Объяснять в суде такую свою способность находиться в двух столицах одновременно депутат Селиванов отказался, что дало повод местным острословам рассуждать о божественной сути вездесущего народного избранника.
В общем, назвать депутатский список «Диалога» союзом единомышленников никак нельзя, это разношерстная компания депутатов ЗакСа с самыми разными политическими взглядами, каждый из которых по каким-то своим мотивам решил, что перед выборами выгодно будет воспользоваться полпредским ресурсом.
Не фронт, а политический винегрет
Сегодня, кажется, что «Диалог» уже повсюду, город завален газетами «Невское зеркало», в которой публикуют портреты и мнения депутатов-руководителей общественных приемных. А едва ли не в каждом округе есть два, а то и три кандидата, которые могут претендовать на поддержку полпредства. По разной информации, поддержку Петровской набережной получают и «Единая Россия», и союз СПС-Яблоко, и «Воля Петербурга», и многим «независимым» кандидатам.
Фактически изначальный план предвыборной борьбы оппонентов Смольного провален. Ведь предполагалось, что под эгидой полпредства будет создан некий единый фронт из оппозиционных Смольному кандидатов, и это объединение, связанное общей нелюбовью к нынешней исполнительной власти, даст бой «губернаторским».
Такой союз в виде триумвирата «Яблоко», СПС, «Единая Россия» вырисовывался этим летом. Далее действительно предполагалось многих из кандидатов от этих партий поставить во главе общественных приемных. Но все пошло наперекосяк.
«ЕдРо» в этот союз так и не вступило, равно как не пожелали оформлять официальный союз «Воля Петербурга» или «Единство-Петербург». Список «Единой России» составляют в Москве, а «диалоговские» уже пересекаются с «либералами» как конкуренты. Например, против того же главы фракции «Невский диалог» Анатолия Кривенченко всерьез выступит кандидат-журналист от СПС Сергей Гуляев. А против «задиалогившегося» Станислава Зыбина (напомним, он по некоторой информации – давний союзник спикера Сергея Тарасова см. «Грузинский император Петербурга») выступает глава политсовета питерского СПС Станислав Еремеев. Мы уже не говорим о яблочниках, чьи кандидаты регулярно пересекаются с «диалоговскими». Или вот, например, 30-й округ, тут в предвыборной борьбе столкнутся и член фракции «Невский диалог» Панченко и весьма амбициозный «спсовец» Мартыненко и, наконец «единоросс» Руслан Скорынин.
Так что если ко всем «партийным» кандидатам добавить еще муниципалов, возглавляющих половину «диалоговских» приемных, да членов фракции «Невский диалог» с их непонятной политической ориентацией – винегрет получается бесподобный. Рассчитывать на то, что после избрания все депутаты тут же ринутся строиться под полпредство - смешно.
Эта проблема уже всплыла во всей своей красе, когда в Заксе оформляли «полпредскую» фракцию. Изначально планировалось, что она будет называться именно «Диалог» и зарегистрировать ее хотели 16 октября. Однако этого не произошло. Члены несостоявшейся фракции говорили, что ее планируется увеличить, а для этого ведутся переговоры с депутатами, возглавляющими общественные приемные. Однако через неделю на свет появился «Невский диалог» в том же минимальном составе из 5 депутатов.
По нашей информации, «сложности» с фракцией как раз и возникли из-за недовольства партийных союзников полпредства. Особенно недовольно было руководство СПС, которое в организации полпредовской фракции увидело очевидную угрозу своим интересам. Сошлись на компромиссном варианте, завуалировав название.
Победа обернется провалом
Фактически сейчас «Диалог» в Петербурге рискует повторить историю «Блока Юрия Болдырева». На выборах 1998 года под крылом зампреда Счетной палаты собралась очень разношерстная компания. Блок фактически победил, они организовали самую большую фракцию в ЗакСе. Кончилось все тем, что из фракции очень быстро сбежала большая часть депутатов, которые воспользовались Юрием Болдыревым лишь для того, чтобы победить на выборах. Сходство сюжетов тем более заметно, что главным «диалоговцем» в ЗакСе стал в прошлом главный «болдыревец» Анатолий Кривенченко.
К проблеме разношерстности кандидатов добавляется и разброд в самом полпредстве. Как уже не раз писалось, аппарат Виктора Черкесова отнюдь не монолитная структура. Внутри него, как говорят, борются за влияние различные группы и группки. В последнее время надо полагать особое преимущество получила группа Андрея Курылева, конечно, благодаря «Диалогу».
Так, например, некоторое время назад появилась информация, что на выборы полпредство будет двигаться двумя колоннами: первая, как уже сказано, «Диалог», а вторая – группа центра. Вторая группа действительно появилась - был создан блок «Единый Петербург» в составе «Единой России», «Народной партии» и «Воли Петербурга». Однако блок этот просуществовал один день и распался. Говорили, что «ЕдРо» проявило излишние амбиции, потребовав своего безоговорочного лидерства в блоке.
По нашей информации, блок так скоропостижно умер из-за интриг в полпредстве. «Единый Петербург» продвигал федеральный инспектор по Петербургу Николай Винниченко. Однако советник Андрей Курылев переиграл его в аппаратной игре, и проект был закрыт, а полпредство сосредоточилось на «Диалоге».
Чем может закончиться массированный поход «Диалога» в Законодательное собрание? Вполне возможно, что «диалоговские» победят. Но едва новые депутаты переступят порог Законодательного собрания, как они тут же начнут действовать в соответствии со своими, а не полпредскими интересами. И новый ЗакС мало чем будет отличаться от старого, где все вопросы решались путем личных договоренностей депутатов со Смольным. Возможно, правда, что в новом ЗакСе будет меньше правых и яблочников, которых уберут с дистанции свои же «диалоговские».
Единственная сила, которая от этого выиграет – кураторы программы «Диалог», которые заявят, что одержали блистательную победу и будут продвигать свою программу дальше. Благо, выборов предстоит немало и самые из них перспективные – в Госдуму и президентские.
Насколько все это совпадает с планами тех, кто пристально следит за выборами из Москвы – большой вопрос. По информации из Кремля, там уже выказывают серьезное недовольство деятельностью «Диалога», который, по идее, должен представлять президентскую вертикаль власти. Северо-Западная часть этой вертикали, по мнению столичных начальников, ведет себя слишком вольно.
"