"Если выборы в питерский парламент не состоятся, губернатор Яковлев может получить год спокойной жизни. А из-за уникального сочетания городского законодательства с местным «завалиться» им ничего не стоит.
Мариинские неудачники
Из 499 человек, решивших двинуться в городской парламент 3-го созыва, кандидатами стали 423. В числе 66 неудачников окружные избирательные комиссии отказали в регистрации и трем ныне действующим депутатам ЗакСа. Двое из них – Владимир Еременко и Вадим Войтановский – считаются сторонниками Владимира Яковлева.
Еременко, по мнению окружкома, нарушил закон, распространяя в школах свои депутатские отчеты после назначения даты выборов, т.е. уже во время избирательной кампании. От имени Войтановского в его округе вплоть до 31 октября раздавались продуктовые наборы малоимущим. Третий депутат, Павел Солтан из «Воли Петербурга», якобы использовал свое служебное положение при подаче документов о регистрации (одни утверждают, что служебный автомобиль, другие – что своего штатного помощника).
Городская избирательная комиссия немного «подравняла» неудачников, и дала от ворот поворот только одному Еременко. Однако с этими тремя отказами еще будет разбираться суд, который может поправить Горизбирком.
Соответствующие иски уже поданы, причем каждый имеет шансы дойти до Верховного суда РФ. А всего, по разным данным, искать правды в судах бросились от 30 до 50 незарегистрированных кандидатов.
Редели защитники
Регистрация – один из самых важных этапов нынешних выборов, поскольку они проводятся только в один тур. Конкурента теперь проще загодя вывести из борьбы, чем пытаться превзойти его по числу набранных голосов. Но и в этом смысле «-2» Смольного не привлекли бы внимания, если бы не укладывались в рамки определенной тенденции.
2 октября в рядах защитников Смольного значилось 18 действующих депутатов – как раз столько голосовало за включение в повестку дня ЗакСа вопроса о третьем сроке губернатора. Двое обработанных «федералами» сторонников Владимира Яковлева – Валерий Селиванов и Станислав Зыбин – переметнулись в противоположный лагерь и вошли во фракцию «Невский диалог». Кое-кто по этому поводу вспомнил крыс, покидающих тонущий корабль.
Если суд отменит регистрацию Войтановского и оставит в силе отказ Еременко, «партия губернатора» уже сократится до 14 человек. С таким малочисленным отрядом даже простого большинства в новом парламенте не наберешь, а уж о «квалифицированном» ( 2/3 от 50 голосов), которое требуется для решения особо важных вопросов, можно вообще забыть.
Зачем их выигрывать?
Выход из положения губернатору подсказывает: Уставный суд Петербурга. Пункт 6 статьи 25 городской Конституции суд на прошлой неделе истолковал так. Если новый депутат не будет избран, старый представитель округа сохранит свои полномочия в парламенте, пока не пройдут довыборы. Если новые депутаты не будут избраны в 17 округах и более, ЗакС 3-го созыва не получит кворума. «Старички» вместе с «новичками» будут приходить в Мариинский дворец просто так, «потусоваться». Парламент не сможет не то что принимать законы – даже заседания проводить, а управлять городом все это время губернатор будет в одиночку. Правда, «райская жизнь» градоначальника продлится максимум до конца 2003 года, поскольку состоять депутатом без переизбрания дольше 5 лет нельзя.
Если б петербуржцы голосовали только по городским правилам, город в такую ситуацию не попал бы. Устав принимался из расчета, что пороговой явки избирателей в Санкт-Петербурге нет (ее отменили после выборов-94, когда в половине округов народ не пришел к урнам в нужном количестве), однако новый федеральный закон ее вернул в размере 20%. Все было бы нормально и в том случае, если б 8 декабря в Питере действовали только федеральные нормы.
Тогда выборы даже с активностью на уровне 1994 года позволили наполовину «укомплектовать» парламент посредством партийных списков, и еще на четверть – мажоритарными депутатами.
Не случайно председатель ЦИК Александр Вешняков так переживает за Питер, что даже побывал на берегах Невы с визитом.
С нашим богатым опытом грязных выборных технологий Горизбиркому достаточно просто чуть-чуть повысить бдительность – и выборы во многих округах окажутся под вопросом. А новинка с фондами в 300000 рублей, из которых кандидаты только и могут тратиться на свою избирательную кампанию, открывает бездну возможностей и в ловле «за руку», и по части различных «подстав». Если кандидат всего на 10% выйдет за рамки этого фонда, выборы можно признать недействительными даже после его избрания. Напечатает конкурент листовку с твоим портретом, расклеит по округу – а ты потом доказывай, что не верблюд и не потратил сверх 300000 ни копейки.
Теперь понятно, почему Владимир Яковлев медлит с объявлением «губернаторского списка» и почему полпредство, напротив, повысило активность и учит уму-разуму прокуратуру. Состоявшиеся выборы, скорее всего, приведут к политическому поражению губернатора, не состоявшиеся – оставят все как есть. Что же касается довыборов, то через полагающиеся 120 дней они попадают на торжества в связи с 300-летием. Вряд ли об эту пору властям захочется их проводить, а народу – голосовать. Уж лучше подождать декабрьских выборов в Думу. Губернатор таким образом получит лишний год спокойной жизни, причем – в абсолютном соответствии с законом.
"