"В определенной мере сенсационный поворот наметился в истории с расследованием обстоятельств захвата заложников в Театральном центре на Дубровке. Представители ГИБДД МВД России вчера официально сообщили, что им удалось задержать в Москве два «транспортных средства», которыми, согласно ранее данным спецслужбами ориентировкам, пользовались перед нападением на здание Дома культуры на улице Мельникова,7, террористы Мовсара Бараева. Выяснилось, что бандиты, похоже, приехали в Москву для совершения беспрецедентной в российской истории диверсии действительно самым простым и «обидным» для спецслужб способом. Примитивно сели в обычный автобус и через всю страну ехали в столицу, благополучно минуя многочисленные милицейские кордоны. Совершить нечто подобное в свое время, как известно, хотел Шамиль Басаев. Как он рассказывал журналистам в 1995 году, ему тогда просто не хватило денег на взятки стражам порядка, чтобы те не проверяли «содержимое» его машин. В результате Басаев доехал лишь до Буденновска. Какой способ «продлить» свое спокойное путешествие до столицы использовали террористы теперь уже Бараева, пока не ясно. Но в любом случае их план, похоже, удался.
По сообщению ГАИ, в четверг около 10.15 сотрудники дорожно-патрульной службы московской ГАИ у площади Сергия Радонежского остановили «Ауди А-6». Госномера машины (выданные в Дагестане) значились в ориентировке по делу о теракте на улице Мельникова,7. В иномарке инспекторы обнаружили двух жителей Дагестана, при которых были найдены аудиокассеты с религиозными мусульманскими записями, а также карты Москвы с какими-то пометками.
А в 15.10 вчера же в районе Лужнецкой набережной сотрудники ГАИ заметили автобус «Мерседес» -- также с дагестанскими номерами, проходившими по ориентировке спецслужб. По данным ГИБДД, именно на этом автобусе «в начале октября 2002 года рейсом Хасавюрт--Москва (Хасавюрт, кстати, находится на территории Дагестана. -- Ред.) прибыли боевики для захвата заложников в ДК ГПЗ».
На момент задержания «Мерседеса» в его салоне находились водитель и девять приезжих из Северо-Кавказского региона. Все они, так же как и пассажиры «Ауди», на данный момент задержаны и доставлены в милицию для проверки.
Учитывая, что все это произошло вчера, никаких подробностей объявленных фактов -- ехали ли боевики на автобусе все вместе или прятались среди обычных пассажиров, с оружием или без -- не сообщалось. Появилась лишь непроверенная информация, что некоторые из участников захвата заложников в ДК прибывали в Москву и обычными авиарейсами. Но в любом случае сообщение российской ГИБДД явно выбилось из общего «сдержанного» тона, взятого в последние дни руководством спецслужб и прокуратуры.
С начала недели они явно неохотно давали комментарии по ходу следствия, а в последние дни, как выяснилось, вообще всю информацию засекретили и, по нашим сведениям, даже начали повальные служебные расследования по поводу любых, даже самых элементарных «утечек». Так, до последнего времени толком даже не было известно, сколько же задержанных террористов или их пособников имеется у прокуратуры.
И лишь вчера представители спецслужб и участники трагических событий в ДК дали большую пресс-конференцию, на которой, впрочем, озвучили лишь сугубо политические аспекты теракта и в наименьшей степени -- новости самого уголовного дела, большая часть которых и так уже известна. Так, замдиректора Института криминалистики ФСБ Владимир Еремин как специалист подтвердил, что террористы однозначно были готовы взорвать здание Театрального центра «Норд-Ост» и уничтожить всех заложников. По его словам, в здании было обнаружено 30 взрывных устройств, 115 ручных гранат, гранатомет и станковый пулемет. На балконе и в середине зрительного зала на первом этаже были установлены два металлических баллона, в каждом их которых находилось по 150-мм артиллерийскому осколочному снаряду, начиненных вдобавок еще обрезками проволоки и гвоздей. Общий тротиловый эквивалент взрывчатки, заложенной в Театральном центре, по оценкам экспертов, составлял 120 кг. Если бы произошел взрыв, то здание ДК, по словам г-на Еремина, полностью обрушилось и все бы заложники погибли. По словам же прокурора Москвы Михаила Авдюкова, следствие только начало работать. Пока по подозрению в причастности к захвату заложников на Дубровке задержано два человека. Еще 40 человек подозреваются в содействии террористам, но все они пока на свободе. Все 119 человек, погибших в результате теракта, опознаны, и пропавших без вести людей из числа бывших заложников нет.
Вчера же корреспондентам газеты «Время новостей» удалось побеседовать с зампрокурора Москвы Владимиром Юдиным, который возглавляет расследование уголовного дела о теракте. Он сказал, что прокуратура действительно недовольна тем, как СМИ освещают ход следствия. По мнению г-на Юдина, «утечки» информации, которые допускают спецслужбы, подаются явно тенденциозно и с определенным негативным подтекстом, причем прокуратуре якобы известно, зачем и в чьих интересах это делается, и по этому поводу проводится «определенная работа». Что касается хода дела, то г-н Юдин сообщил, что сейчас работает следственная группа, в которую входит около 30 следователей. На данный момент уже допрошено 598 бывших заложников. Кроме того, проводится огромный объем работ по документированию вещдоков и личных предметов, в том числе принадлежавших заложникам, найденных после штурма здания. В связи с этим вчера прокуратура сделала специальное обращение ко всем гражданам, кого события на улице Мельникова, 7, так или иначе коснулись."