"«Газета.Ru» выяснила, каким веществом воспользовались спецслужбы для нейтрализации террористов. И почему от примененного газа погибло так много заложников.
К понедельнику число погибших от применения газа в зрительском зале Театрального центра на Дубровке людей достигло почти 120 человек. Какой именно газ использовался, спецслужбы не говорят. Однако с помощью анализа симптомов больных и некоторым косвенным признакам «Газете.Ru» удалось вычислить, какое именно вещество применялось спецназовцами.
Версию о применении нервно-паралитических газов практически все специалисты отвергли.
«Не бывает несмертельных нервно-паралитических газов (НПВ). Они не вызывают паралича дыхательных путей, а парализуют гладкую, в том числе дыхательную, мускулатуру и, тем самым, обеспечивают гарантированную смерть вне зависимости от дозировки и концентрации. Если человек после вдыхания НПВ потерял сознание, то единственное, что он может сделать в дальнейшем, – это умереть. Сна или других эффектов эти вещества не вызывают».
Как сообщили «Газете.Ru» медики, которые принимали заложников в больнице, примерно, за сутки до штурма к ним приехали «медики в штатском» и велели врачам увеличить запас налоксона и налорфина. Оба препарата используются при передозировке героина и нейтрализуют действие опиатов. Из этого медики сделали выводы, что на заложниках применялся препарат опиатоподобного действия, только в аэрозольной форме. Это же подтвердило и обследование пациентов, у которых были все признаки опиатного отравления.
Врачи пояснили, что при отравлении опиатоподобными аэрозолями человек очень быстро впадает в бессознательное состояние, причем не испытывает каких-либо тревожных состояний.
Скорее, наоборот, ему становится очень хорошо и спокойно. В этом смысле действие препаратов похоже на лекарства на основе бензодиазепина, таких как валиум, либриум или рогипнол. Поэтому, кстати, американцы высказали предположение о применении именно этих препаратов.
Практически все заложники и большинство террористов во время штурма действительно находились в состоянии прострации. Однако при использовании валиума тошнота наступает редко, а многих заложников рвало.
Председатель Союза «За химическую безопасность» Лев Федоров считает, что, возможно, был применен «один из газов так называемых инкапаситантов, то есть газов, которые на время выводят человека из строя». По его словам, воздействие газа на организм человека обратимо, «никакой дегазации не нужно». «Необходим обмен воздуха, из помещения этот газ выносится вытяжной вентиляцией»,– пояснил эксперт. Для здоровых людей газ не опасен, отметил Федоров, что касается больных, «сказать не могу, это зависит от того, насколько человек болен». «Этот газ есть на вооружении нашей армии, он не подпадает под конвенцию о химическом оружии, он имеется у всех стран»,– сообщил Федоров.
В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» эксперты по боевым отравляющим веществам химического факультета МГУ сделали вывод, что спецназовцы действительно распыляли в зале один из инкапаситантов. Точнее – триметилфентанил.
Этот препарат широко используется в мире для наркоза. И приводит пациента как минимум в полубессознательное и полностью обездвиженное состояние уже после первого вдоха. По своему воздействию на организм он напоминает действие опиатов (поэтому наркодельцы его часто подмешивают в героин), однако при однократном применении в строго выверенных дозах никаких побочных эффектов не вызывает.
«Другое дело, – говорит собеседник «Газеты.Ru», – что у него также фантастически маленькая летальная доза, поэтому для его применения в больницах люди проходят самое детальное обследование. Он может настолько сильно подействовать на чем-нибудь больного человека, что тот умрет, как при передозировке героина.
Именно присутствием триметилфентанила в одной из разновидности героина «Белый китаец» объясняют специалисты гибель людей.
А в зале он распределялся в больших количествах, чтобы подействовать быстро и наверняка. Поэтому у террористов, например, которые его вдохнули, шансов на выживание практически не было, потому что они, скорее всего, и так трое суток сидели на транквилизаторах, чтобы не спать. Да и заложникам тоже досталось, потому что в Театральном центре не было ни аппаратов искусственного дыхания, которые обязательно используются в клиниках, когда больного вводят в наркоз с применением фентанилов, ни анестезиологов с измерителем давления. А люди трое суток в состоянии сильнейшего стресса, уставшие, обезвоженные, истощенные…»
По словам экспертов, спасти людей можно было только немедленной гипервентиляцией легких.
«Отсутствие кислорода в организме и так ослабленных людей в течение нескольких минут вполне могло привести к их смерти. И поэтому спецслужбы действовали вполне адекватно, когда выносили пострадавших на свежий воздух. Однако делать непрямой массаж сердца, как пытались некоторые бойцы, при отравлении инкапаситантами бессмысленно, потому что в этом случае сердце качает в организме ту же самую кровь без кислорода. Помочь могло только искусственное дыхание. Судя по тому, что там творилось, всем провентилировать легкие было невозможно. Поэтому больше сотни людей погибли. Скорее всего, многие из них умерли ещё до того, как автобусы доехали до больницы». "