"Да простит нам телепрограмма "Времечко" "украденный" заголовок. Но, как ни отвратительно это признавать, именно он лучше всего отражает то, в чем сейчас приходится участвовать заложникам, их родственникам, всем, кто занят в операции по освобождению. А журналисты вынуждены обеспечивать демонстрацию "зрелища". "Какие же мы все б-ди, что все это показываем" - с горечью констатировал у оцепления один из операторов ТВ.
Так коллега отреагировал на беспомощные мольбы женщины, одетой в телогрейку и потертые кроссовки: "Пустите меня, я знаю, что сказать чеченцам, чтобы они всех отпустили!" -
- Люди должны знать, что здесь происходит, - возражает звукооператор со штативом на плече.
- Что знать? План здания, варианты штурма, подробности переговоров, количество стянутых сюда солдат? Мы только затягиваем их страдания, заботясь только о рейтингах своих телекомпаний!
- Неправда. Отсутствие информации для них еще большая пытка.
Милиционер с надписью ДПС на спине прервал спор, попросив отодвинуться. Двое его сослуживцев вытащили из подъехавшей "Газели" знак-кирпич, и перегородили им улицу Мельникова. Митингующие родственники заложников спустились с припаркованного на тротуаре автоэвакуатора и молча двинулись вдоль оцепления по направлению к оперативному штабу. Оба журналиста, забыв о споре, бросились за ними. Первый периодически щелкал затвором фотоаппарата, второй спешил раньше конкурентов установить штатив в нужной точке. Антракт закончился. Роли каждого участника событий никто не отменял.
Остановившись, родственники заложников были тут же окружены десятком телекамер. Молодая женщина дрожащим голосом по бумажке в очередной раз зачитала обращение к президенту России. Горькое послание, требующее предпринять все меры к освобождению заложников, путем переговоров строилось вокруг одной фразы: "В противном случае наше доверие к государству и власти будет утеряно!".
В Грозном за участие в спектаклях под названием "митинг" организаторы платят митингующим по 50 рублей в день. В Москве - обещают сохранить жизнь людям. И никто не посмеет бросить камень в молодых людей с плакатом "Там наши родители"! Судьба каждого приобрела материальный эквивалент и стала гонораром.
Последний спектакль по роману Каверина "Два капитана" стал бесконечным. Сменились только декорации. Вместо спускаемого с помощью лебедок на сцену громадного макета самолета - длинная вереница пассажирских автобусов, растянувшаяся по 1-й Дубровской улице от метро "Пролетарская" до театра с пафосной вывеской "Норд-Ост". Бутафорский трамвайчик сменился армейскими бэтээрами, а профессиональные лицедеи - солдатами внутренних войск, генералами в дорогих иномарках, а также циничными журналистами. Многие из журналистов видели "и не такое" - в Буденновске, Кизляре, Первомайском."