"Вообще-то думцы требовали рассекретить 65 процентов “военных” статей. Но на сегодняшний день перечень раскрытых расходов, скажем, по Министерству обороны, составил всего 59 пунктов из 850. По словам председателя Комитета ГД по обороне Андрея Николаева, “рассекречиванию, в соответствии с решением правительства, подлежат расходы на текущее содержание и оснащение Вооруженных сил, органов внутренних дел, внутренних войск и ФПС, а также расходы ФСНП в полном объеме”.
В следующем году планируется дополнительно обнародовать еще несколько “военных” статей бюджета. Полностью закрытыми останутся только процентов десять расходов — секретные разработки, финансирование ГРУ и тому подобное.
Дума добилась своего, но праздновать победу депутаты не спешат. Во-первых, не устраивают сроки, отведенные на изучение документа, — чуть более месяца. Во-вторых, возникают сомнения по поводу актуальности раскрытых статей (например, до сих пор неизвестно, сколько денег мы ежегодно вбухиваем в чеченскую войну). Как ни крути, но что-то мешает поверить в прозрачность спешно (и явно выборочно) рассекреченного оборонного бюджета.
* * *
Редакции “МК” удалось достать перечень раскрытых статей. Вот некоторые из них. На вещевое обеспечение военнослужащих в будущем году планируется выделить 4,73 млрд. рублей, на денежное довольствие — 66,227 млрд., на продовольственное обеспечение — 21,66 млрд., на боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск — 55,246 млрд. рублей. Объемы финансирования Минобороны по линии технических разработок могут достичь 45,5 млрд. рублей, закупок вооружений и военной техники — 52,2 млрд., их ремонта — 9,1 млрд., строительства спецобъектов — 11,9 млрд. и т.д.
Много это или мало?
В комитете, возглавляемом Андреем Николаевым, подсчитали, что в проекте бюджета-2003 на обеспечение потребностей обороны не хватает как минимум 18,8 млрд. рублей. Два года назад Совбез установил “планку” для оборонных расходов в 2,84 процента от валового внутреннего продукта. Минфин сейчас самочинно понизил ее до 2,56%, отсюда и появилась почти двадцатимиллиардная прореха.
— Средства на продовольствие рассчитаны на натуральный паек и котловое питание 67 процентов военнослужащих. Остальным предлагается выдавать не набор продуктов стоимостью 48—50 рублей, а денежные компенсации в размере двух червонцев, — сказали корреспонденту “МК” в Комитете по обороне ГД. — В проекте бюджета предусмотрено обеспечение военнослужащих только полевой формой. Лишь половина от необходимых средств будет отпущена на проезд военнослужащих и членов их семей в отпуск и на лечение. То же касается грузовых перевозок (между тем задолженность Минобороны транспортникам уже сейчас достигла почти 3 миллиардов рублей). Только на 50 процентов будет профинансировано в будущем году жилищное строительство, медицинское и санаторно-курортное обеспечение военнослужащих.
Проще говоря, по мнению Комитета по обороне, денег военным выделено недостаточно. Тем не менее даже поверхностное изучение списка раскрытых статей заставляет сомневаться в том, что выделенные скудные средства распределены по статьям с безукоризненной целесообразностью.
Например, выясняется, что содержание органов военного управления обойдется налогоплательщикам в полтора раза дороже суммарных расходов Минобороны на образование, ведомственные детские дошкольные учреждения и школы, санатории, пансионаты и дома отдыха. Есть суммы расходов, вызывающие, мягко говоря, недоумение. В частности, государственную программу “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы” оборонное ведомство профинансирует аж 3 миллионами. Выходит, любовь к Родине военным в год обойдется в “пятерик” на каждую российскую “душу”!
* * *
Сопоставление планируемых расходов на национальную оборону с прошлыми годами — тема отдельного разговора.
Судя по стремительному скачку в 136 млрд. рублей (с 2000 по 2003 г.) государство либо создает тепличные условия для военных, либо заметно наращивает оборонную мощь. Но на деле нет ни того, ни другого. Летнее повышение денежного довольствия в армии с одновременной отменой ряда льгот богаче военнослужащих не сделало. Что же до содержания армии, то, по идее, расходы на нее должны с каждым годом уменьшаться — ведь мы уже не один год трубим о сокращении Вооруженных сил.
Выходит, Минобороны устами правительства то ли впаривает дезу о демилитаризации, то ли пускает выделяемые на сокращение ВС средства совсем на иные цели.
И еще одна информация для размышления. Расходы по уже упомянутой статье “Содержание органов военного управления” за три последних года увеличились на две трети — с 912 миллионов в 2001 году до 1 миллиарда 526 миллионов 516,9 тысячи в 2003-м. Что и говорить, заботится о себе российский генералитет...
* * *
А что, собственно, было такого тайного в озвученных цифрах? Что за секрет Полишинеля, почему к ним до последнего момента не допускали ни депутатов, ни налогоплательщиков?
— Сложно сказать, — прокомментировал ситуацию председатель Комитета по обороне Госдумы Андрей Николаев. — Во всяком случае, говорить о рассекречивании военных и государственных тайн не приходится — сведения примерно в таком же объеме Россия ежегодно передает в Организацию Объединенных Наций.
Тем не менее обнародование некоторых статей оборонного бюджета Николаев считает полезным:
— Сегодня не только депутаты, но и все налогоплательщики могут узнать, сколько денег уходит, например, на медицинское обеспечение военнослужащего или на его питание. Не просто знать — реально оценивать нищету, в которую брошена армия. Например, ежемесячно затраты здравоохранения на одного гражданина обходятся государству в 9 долларов. Эта сумма для военнослужащего не превышает 4 долларов. Ежедневная продуктовая корзина в среднем по стране оценивается 60 рублями, а “пайковые” в армии по-прежнему платят из расчета 20 рублей в сутки.
Интересно, что в отличие от членов Комитета по обороне глава военного ведомства Сергей Иванов не скрывает удовлетворения проектом бюджета и даже сказал об этом Андрею Николаеву в телефонном разговоре.
Столь явное противоречие в оценках военного бюджета нашими главными “оборонными” специалистами лишний раз свидетельствует, что не все так просто в нашем королевстве, не все однозначно. Но лучше всего это подтверждает отношение к думско-министерским баталиям тех, ради кого, по идее, они и развернулись, — гарнизонных трудяг-офицеров. “Мы уже никому не верим, — написали в редакцию военнослужащие из подмосковного поселка Видное. — Офицеров столько раз прокидывали, столько “кормили завтраками”, что терпение лопнуло. Пусть над бюджетом ломают копья те, кто трется возле государственной кормушки. У нас ни от открытых, ни от закрытых оборонных статей денег в кошельке не прибавится...”
Комментарий президента Академии военных наук генерала армии Махмуда ГАРЕЕВА:
— Обороноспособность в любые времена и в любом государстве прикрыта тайной. Законы, в том числе и российские, четко определяют сведения, не подлежащие огласке. Речь не только о конкретных данных — скажем, количестве вооружения или боеприпасов. По заложенным в бюджете цифрам специалист без труда подсчитает, сколько их можно закупить или содержать.
Но если общество хочет стать более открытым, в том числе в сфере национальной обороны, надо сначала пересмотреть законы о тайне. Главное тут не перегнуть палку — рассекречивать все подряд так же глупо, как и делать тайну из элементарных вещей."