"МПЦ - это оружие. А оружие нельзя оставлять без присмотра"
"Бывший генеральный директор Международного пресс-центра комментирует новые перемены в его руководстве На прошлой неделе в руководстве Международного пресс-центра произошла очередная кадровая перестановка. Совет МПЦ (куда входят вице-губернатор Ирина Потехина, замполпреда Евгений Макаров, глава Фонда-300 Александр Запесоцкий и гендиректор пресс-центра Татьяна Горст) решил назначить пресс-центру нового генерального директора (кто это будет, обещали объявить на этой неделе), а Татьяну Горст передвинуть на место его заместителя. Утверждают, что если бы не вмешательство Сергея Ястржембского, курирующего МПЦ со стороны президентской администрации и заявившего за несколько часов до заседания совета, что "постановка вопроса о смене руководства МПЦ является абсурдной", кадровые изменения были бы гораздо более серьезными. За полгода существования Международного пресс-центра там меняется уже второй руководитель. Первый -- уволенный в июле -- генеральный директор МПЦ Юрий Строфилов долго не хотел комментировать журналистам причины своей отставки. Теперь "пакт о ненападении", заключенный между ним и новым руководством утратил, по его словам, силу, и он изложил "Городу" свою точку зрения на происходящие в Международном пресс-центре события.
- Поскольку пакта нет, прокомментируйте сначала, пожалуйста, свою отставку.
- Руководству МПЦ был нужен очень управляемый менеджер. Я послушным менеджером не являюсь.
- Руководство - это кто?
- У МПЦ есть учредители. Они составляют Совет учреждения, который формулирует цели для менеджмента. Это Запесоцкий, Потехина, Макаров, представитель МПЦ и с минувшей среды представитель Ястржембского. Учредители вмешивались практически во все и мешали работать.
- Кто конкретно вмешивался -- Запесоцкий, Потехина или Макаров?
- Любой менеджер подчиняется совету директоров, а не кому-то персонально. Поэтому я говорю о руководящем органе в целом.
- Считается, что полпредство устранилось от принятия решений в руководстве МПЦ.
- Очень сложно устраниться, когда имеешь право голоса в Совете учреждения. Даже если ты воздерживаешься от голосования -- все равно тем самым влияешь на его результат.
- Интересы полпредства и Смольного в Совете МПЦ расходились?
- Расходились тогда и расходятся сейчас. Более того, разными были интересы Макарова, Потехиной и Запесоцкого. В результате Совет учреждения не мог сформулировать внятную позицию. На момент моей отставки не было принято ни основных направлений деятельности пресс-центра, ни даже бюджета. Этих документов не существует до сих пор. А без них предъявлять претензии менеджерам, в том числе тому, который был смещен в среду, как минимум некорректно. Сначала нужно поставить задачи, а потом требовать их выполнения. Пока не появятся бюджет и основные направления деятельности МПЦ, система документооборота и контроля за средствами, я бы на месте спонсоров не дал ни копейки. Можно поставить выдающегося финансового менеджера, но вряд ли удастся привлечь серьезные спонсорские деньги под площадку, ассоциирующуюся со скандалом, кроме как с помощью административного ресурса. Недавно, кстати, компания "Коммарк" подала в суд на пресс-центр. Мало того, что у МПЦ перед ней долг, там не хотят даже обсуждать этот долг и ведут себя не как должники, а пытаются диктовать свои условия. Есть сотрудники пресс-центра, которым не выплачена зарплата, которую я начислял за июнь. Не потому, что денег нет, а потому, что не считают необходимым выполнять распоряжения предыдущего менеджмента.
- Каковы интересы фонда, полпредства и Смольного?
- Смольный хочет сделать из МПЦ предвыборную губернаторскую площадку. Полпредство хочет помешать Смольному сделать из МПЦ такую площадку. Запесоцкий хочет, во-первых, не подставиться самому как распорядителю деньгами и, во-вторых, обеспечить жесткий финансовый контроль над деятельностью пресс-центра. Позиция Запесоцкого - "ничего не делать, чтобы не допустить ошибок". Я с ней не согласен, она была неверна в корне, но отстаивал он ее очень последовательно и аргументированно.
- Кем из этих персонажей была инициирована ваша отставка?
- Администрацией президента. Она же и принимала меня на работу.
- Так это она не смогла вами управлять?
- Нужно было либо четко проводить свою линию, либо стать проституткой, которая управляется всеми. Я выбрал первое, но при этом несомненно прислушивался и принимал к сведению все вводные, которые шли из полпредства и администрации президента. Ретранслятором этих вводных был назначен представитель Ястржембского Павел Кудрявцев, который теперь стал членом Совета учреждения. И постоянно выполнять его противоречивые инструкции было невозможно.
- А из Смольного вводные поступали?
- Конечно, поступали. Но у меня не было ни задачи, ни желания делать из МПЦ предвыборную площадку для губернатора.
- Значит, если следовать вашей логике, после вашего увольнения МПЦ стал превращаться в такую площадку?
- Сколько за это время в пресс-центре было федеральных чиновников, и сколько -- чиновников из Смольного? Это правильно: если федеральный центр не способен защитить свою площадку и обеспечить ее функционирование как федеральной, она будет превращаться в региональную.
- Что в Международном пресс-центре такого притягательного? Ведь пресс-конференции можно и в Смольном проводить.
- МПЦ -- это информационный инструмент. Это оружие, а оружие нельзя оставлять без присмотра. Никто не хочет, чтобы эта площадка ушла в чужие руки. В уставе МПЦ записано, что одна из его задач -- формирование информационной политики. Сейчас эта информационная политика никак не проявляется. В моем понимании, пресс-центр должен был стать органом, который формирует и продвигает имидж города. В любом учебнике по бизнесу написано, что миссия кампании должна быть известна всем ее сотрудникам -- от директора до уборщицы. Какая миссия у Петербурга, не знает никто. Нужно сформулировать эту миссию, чтобы каждый школьник и пенсионер знал, зачем нужен этот город и чем он отличается от всех остальных городов.
- У вас во время работы в МПЦ сохранялись отношения с полпредством?
- Да, я поддерживал очень тесные отношения с полпредством.
- Несмотря на известный конфликт, когда полпредство создало летом свой собственный пресс-центр в Таврическом?
- С полпредством конфликта не было.
- Если Смольный хочет сделать из МПЦ предвыборную площадку, это значит, что он просуществует как минимум до 2004 года.
- Да, существуют такие планы.
- Как он тогда будет финансироваться?
- Как я понял за время работы в МПЦ, проблемы с деньгами в Петербурге нет. Их легко можно найти. Я достаточно просто нашел деньги для того, чтобы оснастить пресс-центр необходимым оборудованием.
- Деньги нашли вы или Запесоцкий?
- Деньги нашел я.
- Отставка Татьяны Горст вызвана теми же причинами, что и ваша?
- Нет. Она вызвана тем, что нынешний менеджмент МПЦ не в состоянии выполнять те задачи, которые на него возложены.
- В таком случае уволить должны были не только ее.
- Да. Но здесь существует система внутренних договоренностей, которые я не могу озвучить. Как выглядело бы полное смещение руководства, назначенного федеральным центром? Сама Горст ни при чем. У меня нет никаких личных симпатий к ней. Когда меня уволили, я на следующий день пришел к ней и сказал: "Татьяна Робертовна, давайте я расскажу вам, как устроен МПЦ. Я его создавал и хочу, чтобы дело продолжалось. Не важно, кто его будет продолжать". Но разговора не получилось. Тогда я написал бумагу, в которой перечислял некоторые договоренности и мои личные обещания спонсорам от имени организации. Но и она не была воспринята. Тем не менее, когда за полгода менеджмент меняется два раза, причину надо искать не в менеджменте.
- А в ком?
- В учредителях.
- Что будет с МПЦ дальше?
- Меня вот что больше всего расстраивает. Сергей Ястржембский придумал замечательный пиаровский ход, для реализации которого меня попросили возглавить МПЦ. Обещали сайт на нескольких европейских языках и презентацию его за границей, телепрограмму на канале "Культура", семинары для региональных журналистов, раз в неделю -- федеральный чиновник в нашем пресс-центре, открытие представительства МПЦ в Москве, заполненность зала на 250 человек. Под эти обещания и мои личные обязательства я разговаривал с людьми, которые поставили оборудование на очень большие деньги. И где это все? Часто в прессе цитируют МПЦ? Часто на федеральных каналах появляется Международный пресс-центр с задником, на котором размещены логотипы спонсоров?
По уровню мероприятий, которые там проводятся, это не федеральная, а дворовая информационная площадка. Переполненный зал создается за счет статистов с факультета журналистики. Верх пиара! Сейчас идет борьба между разными структурами за то, что построила наша команда. Ведь ничего нового за эти два месяца не появилось.