"Новый президент Новороссийского морского пароходства ( "Новошип") не проработал на этом посту и года, а Счетная палата предлагает государству вновь заменить руководителя. В вину Тагиру Измайлову ставят многие нарушения, в том числе отказ сотрудничать с аудиторами.
Аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов рассказал "Ведомостям", что проверка эффективности использования госсобственности и поступлений доходов в бюджет от морских портов и пароходств в Южном федеральном округе проводилась по обращению полпреда президента в округе Виктора Казанцева. И аудиторы обнаружили-таки нарушения в деятельности Новороссийского морского пароходства.
"Новошип" - второе по тоннажу морское пароходство России. Флот компании насчитывает 77 судов (в основном танкеры) общим дедвейтом 3,3 млн т. Контрольный пакет акций "Новошипа" находится в госсобственности, 17,4% акций - у миноритарных акционеров, связанных с нефтяным бизнесом (КБ "Акрополь", Aldabra Industries Ltd. ) , 6,2% - у компании "Новошипинвест", близкой к менеджменту. Консолидированная выручка группы компаний "Новошип" в 2001 г. - $307 млн, чистая прибыль - $70 млн.
По данным Счетной палаты, несмотря на то что консолидированная выручка (прибыль в таймчартерном эквиваленте) группы компаний "Новошип" в прошлом году составила $308 млн, дивиденды на госпакет (50,3% акций) - лишь 25 млн руб. Кроме того, проверка показала, что в различных судебных инстанциях идут разбирательства, связанные с недоплатой пароходством 300 млн руб. налогов, а в результате передачи "Новошипу" четырех танкеров в начале 1990-х обязательства России по внешнему долгу выросли примерно на $70 млн.
Возмутительнее всего, по мнению Игнатова, то, что президент "Новошипа" Тагир Измайлов отказался предоставить аудиторам документы, подтверждающие право собственности пароходства на суда под иностранным флагом, зарегистрированные в Англии, США, Швеции, Либерии и на Мальте, а также ряд финансовых документов. В итоге коллегия Счетной палаты приняла решение обратиться по этому факту в Генпрокуратуру, а кроме того, говорит Игнатов, поднять вопрос о смене президента "Новошипа". Предложение совету директоров пароходства рассмотреть итоги проверки и вынести вопрос о переизбрании Измайлова на внеочередное собрание акционеров аудиторы собираются направить замминистра путей сообщения Владимиру Якунину, председателю совета.
Эти предложения удивительно совпадают с позицией миноритарных акционеров "Новошипа" - КБ "Акрополь" и кипрской компании Aldabra Industries Ltd. Но единственный представитель миноритариев в совете директоров "Новошипа" Сергей Лепешкин через свою пресс-службу передал "Ведомостям", что затрудняется прокомментировать результаты проверки аудиторов. Впрочем, весной этого года миноритарии предлагали своего кандидата в президенты "Новошипа" - зампреда РФФИ Дмитрия Мазепина - и голосовали против Измайлова, перешедшего из другого пароходства - "Совкомфлот".
Сам Тагир Измайлов заявил "Ведомостям", что обращения Счетной палаты в Генпрокуратуру будут безосновательными, поскольку он предоставил аудиторам всю информацию, положенную по закону. По мнению Измайлова, обязанность Счетной палаты - следить за использованием бюджетных средств, а не за доходами и структурой акционерных обществ. "Лично я как руководитель никаких нарушений не допускал. Все, что я делаю, я делаю с одобрения совета директоров, где восемь человек из девяти представляют государство", - говорит Измайлов. С ним согласен и гендиректор другого крупнейшего пароходства - "Совкомфлот" Дмитрий Скарга. "К счастью, руководителей акционерных обществ назначает не Счетная палата, а совет директоров. А если такую проверку инспирируют миноритарии, зачем дербанить то, куда сами же вложили деньги, ведь подобные негативные новости снижают капитализацию", - говорит он."