"Чем обернется упразднение региональных управлений по борьбе с организованной преступностью (РУБОПов) - вопрос далеко не праздный. После того как глава МВД Борис Грызлов в рамках реформирования своего министерства принял вполне оправданное решение сбросить их со счетов, не только у МВД, но и у общества в целом могут возникнуть существенные проблемы. Неизвестно, в каких областях найдут себя подготовленные кадры, привыкшие жить не на одну милицейскую зарплату, и как это отразится на бизнесе и криминальном сообществе...
Ситуацию комментируют бывшие офицеры госбезопасности: - РУБОПы никогда не отличались оперативной изощренностью. Осуществлять тонкую работу не умели, но в силовых акциях были просто незаменимы: обыск РУБОПа - это нашествие Мамая. Лучшей "крыши" невозможно было представить и, разумеется, никакое покровительство бандитов сравниться с ней не могло. В результате чуть ли не с момента основания РУБОПы использовали в конкурентной борьбе, и на этом "рынке", где смешались интересы бизнеса и криминала, они заняли довольно значительную нишу.
Теперь у нового министра Грызлова и его команды, видимо, сложилось вполне закономерное убеждение, что РУБОПы, которые основательно вросли в систему коммерческих и бандитских интересов, проще и намного дешевле уничтожить, чем преобразовать, ведь разобраться в хитросплетении многочисленных связей их сотрудников невозможно, даже если бросить на это все силы МВД. Вопрос лишь в том, учтены ли последствия ликвидации РУБОПов и существует ли осмысленная программа работы с их сотрудниками, которые в одночасье стали бывшими.
Если такая программа отсутствует (у сотрудников милиции, как, впрочем, и у других российских госслужащих нет никаких серьезных социальных гарантий), то для бывших рубоповских кадров ситуация просто убийственная. Они будут выведены за штат в распоряжение МВД. Табельное и внештатное оружие их заставят сдать вместе с документами оперативного прикрытия. Оперативные дела отберут. То есть лишат определенной власти, сохранив при этом обычную зарплату, на которую, и это особенно важно, сотрудники РУБОПа, до недавнего времени элита МВД, жить не привыкли.
Кроме того, в системе коммерческих связей у большинства из них были уже оплаченные различными "клиентами" долгосрочные обязательства, которые необходимо выполнять или признать невыполнимыми. В последнем случае деньги необходимо вернуть.
Возникает очевидный финансовый вакуум, и сотрудникам придется его заполнять. Самый невинный способ - продажа своих машин и дач (раздолье для службы собственной безопасности МВД). Самый вероятный - продажа агентуры и уголовных дел, которые непременно будут теряться по дороге от разогнанных РУБОПов к другим структурам МВД. В общем, сотрудники, о которых не подумало государство, будут вынуждены сами позаботиться о себе и несколько месяцев почти неизбежно посвятят бизнесу.
Впрочем, глобальные последствия исчезновения РУБОПов еще важнее. На рынке освободится та самая обширная ниша государственного покровительства. Многие захотят ее занять, например ФСБ, которая и так успешно трудится на ниве "крышевания". Развернется борьба как между спецслужбами, так и в преступной среде, что неизбежно обострит криминогенную обстановку, а проще говоря, претенденты начнут убивать друг друга.
Некоторые бывшие сотрудники РУБОПов непременно пополнят преступное сообщество, что повысит его профессионализм и способность противостоять правоохранительным органам. Не исключено, что и здесь в связи с приходом "новых людей" начнется передел сфер влияния, а это все те же убийства.
В общем, понятно, почему в нынешнем МВД хотят избавиться от наследия экс-министра Рушайло. РУБОПы - это не только его детище, но и запасной аэродром на случай возможного возвращения в систему. Однако последствия их ликвидации могут быть весьма значительными и непредсказуемыми, если не подумать о социальных гарантиях для сотрудников.
Возникает еще один вопрос: хватит ли сил на месте разогнанного подразделения создать что-либо боеспособное, а не коррумпированное? Ведь если просто передать часть полномочий РУБОПа какому-либо из силовых ведомств, это проблему не решит. "